Стефан Пермский в народной памяти
Стефан Пермский, в миру Степан Храп — святой, годы жизни: 1340 – 26 апреля 1396

Стефан Пермский, худ А.Копотин.
Содержание

 МИССИЯ СТЕФАНА
 ПРИМЕЧАНИЯ:
 1 Черный бор
 2 Письменность
 3 Древняя вера
 4 Пермия
 5 Усть-Вымь
 

 6  Кумирница
 7  Устюг
 8  Пам-Сотник
 9  Вотча
 10 Часовня
 11 Кармыльк
 ССЫЛКИ
 

  К концу XIV века в связи со складыванием единого государства резко обостряется борьба
Московского княжества с Великим Новгородом за северо-восточные земли Пермь, Печору, Югру.
(Карта «Русь 1240 - 1533»)

Сначала XIII в. опорным пунктом ростово-суздальских князей, а затем московских, обеспечивавшим продвижение на северо-восток, сделался Устюг, который, как клин, врезался в новгородские владения и мешал беспрепятственному выходу новгородцев из Сухоны в Вычегду (великому пути в Югру).

Богатая пушниной вычегодская Пермь раньше всего и стала тем районом, куда устремились сборщики дани из великого княжества Московского (уже с 1333 Иван Калита стал взимать "черный бор" в пользу Орды с Вычегды и Печоры). [1]
В XIV в. московские тивуны (доносчики) и кормленщики, уже вовсю хозяйничавшие в Коми крае, но еще уживались с номинальными правами на этот край Великого Новгорода [2].

  В стремлении укрепится на берегах Вычегды великий князь московский и владимирский Дмитрий Донской поддерживал проповедь христианства среди коми. Стефан Пермский, вступивший в 1379 на миссионерское поприще с благословения церковных властей Москвы, является не только "апостолом зырян", но и проводником московской политики среди местного населения бассейна Вычегды, а основанная им на Выми Пермская епархия приобрела большое политическое значение, как исходный пункт для распространения московского влияния на Печору и далее за Урал.

  Стефан был, несомненно, незаурядным человеком. Уроженец Устюга, сын одного из низших церковнослужителей местного собора, он очень молодым принял монашество в одном из монастырей Ростова - центра Ростовской епархии, к которой принадлежал его родной Устюг. Подражая просветителям славян Кириллу и Мефодию, он задумал вести пропаганду на родном языке коми, который был ему знаком еще с детских лет ввиду близости Устюга к Перми и постоянных торговых сношений устюжан с пермичами.

  В этих целях в 1372 в ростовском Григорио-Богословском монастыре Стефан составил для коми азбуку [3]. "Тот был Константин, прозываемый Кириллом, философ, который дал славянскую азбуку в 38 букв, а этот сложил числом в 24 буквы, по числу букв в греческой азбуке, одни буквы греческого письма, а другие из пермского языка" (Слово о житии Стефана).
Обращение к коми на их родном языке значительно содействовало успеху усилий Стефана.

  Другим моментом, тоже способствовавшим успеху христианства, было создание местных кадров христианского духовенства из коми, для чего Стефан обучал своих учеников "грамоте пермской", составленной им. При содействии новокрещенов Стефан продолжал работу по переводу богослужебных книг на пермский язык. Введено было и церковное пение по русским образцам. Сопротивление местных сотников и шаманов, опасавшихся потерять свое влияние, с помощью московской власти было сломлено. Однако языческие верования [4] долгое время не были искоренены "и доселе еще повсюду в лесах очень многие из них остаются идолопоклонниками" (Герберштейн. Записки о московитских делах. 1518) [5].

  Была основана особая Пермская епархия, во главе которой в качестве епископа был поставлен в 1383 сам Стефан. Центром этой обширной епископской вотчины на Вычегде был укрепленный "владычень город Усть-Вымский" [6], основанный в 1380 (год Куликовской битвы) Стефаном на месте разрушенного им языческого святилища коми - древней «кумирницы» [7]. Здесь стоял "двор владычень большой", в стенах города [XV в.] находились «осадные дворы» (небольшие избы; всего 5 «дворов») крестьян окрестных селений (Ыба, Оквада, Коквиц), которые в осадное время могли разместить беглецов.

  Пермская епархия с первых моментов своего существования сыграла большую роль в освоении Коми края и сделалась исходным пунктом для распространения московской великокняжеской власти на Пермь и прилежащие страны [новгородские волости] - Печору, Югру, Пермь Великую и вытеснения отсюда новгородцев. Пермская епархия в течении всего XV века носила характер полунезависимого феодального владения и пермский владыка выступал с чертами церковного магната, вассала великого князя московского [8].

  В 1384 Стефан Пермский вернулся в Коми край и принял ряд решительных мер по искоренению язычества [9]. Часть вычегодских коми, кто "непохотел к святой вере быти, отидетеи на Удору и на Пенегу с жоны и детьми свои." Стефан основал на верхней Вычегде Ульяновскую Спасскую пустыню, пустыню в Вотче на р. Сысоле. В конце XIV - XV вв. появились Пыелдинский монастырь (на Сысоле), Венденгский (на р. Удоре) и Троице-Печорский (в устье Северной Мылвы).

Вычегодско-Вымская летопись: Лета 6892 [1384] приде Стефан от Москвы благословением митрополита и жалованием князя великого Дмитрия Ивановича и бояр его почал строити святые церкви и монастыри. Создана бысть обитель его болшая, потом епискупия на Устьвыми [6] на владычном горотке. Владыко Стефан на Устьвыме создвиг большой соборный храм Благовещения пересвятые Богородицы и другой меньшой храм монастырской архистратига Михаила, да манастырские-ж и на Вотче [10] и на Еренском горотке, поставил игумены, и попы и дьяконы в оных.

  Из книги историка М. Таскаева "ЫБЬЯС ВЫЛЫН - ЫБ" ("На холмах - Ыб", изд. Сыктывкар 2005):
Ыб тоже отметился в поездках Стефана Пермского как противник "Христова учения".
Из известных крупных коми поселений на Сысоле в это время была Вотча (упом. в 1384).
Ыбская легенда рассказывает, что Стефан плыл в Вотчу (где началось строительство монастырской церкви), когда решил остановиться для проповеди на Ыбских холмах. Произошло это как будто в 1383 г. Лодка (по другой версии, миссионер плыл на большом камне) Стефана стала приставать к берегу, но высыпавшее на берег население Ыба закидало миссионера камнями и оттолкнуло лодку баграми, так и не дав высадится на берег. В наказание Стефан Пермский прозвал местечко "Худой деревней" (сейчас это ыбская деревенька Худой-грезд, в котором большая часть жителей носит фамилию Худоевы).

По другой версии, Стефан поднялся на своей лодке от Сысолы по ручью Кунгыршор до ыбского холма Чойпон (Кубримыльк?) [13] и с его вершины начал читать христианскую
КАРГОРТ: Часовня во имя Стефана Великопермского постр. в 1896 возрожд. в 1996
Гора Кубримыльк, д. Степановка, 2002.
Ибский Серафимовский женский монастырь
проповедь (сегодня даже утверждают, что он предрекал появление на этом холме ныне строящегося православного женского монастыря), но население опять таки закидало миссионера камнями и, отказав в приюте, прогнало вон. В отместку Стефан Пермский обозвал ыбское население "худым" и проклял посевы на ыбских полях.
С тех пор будто бы никогда не было урожая в Худой-грезде. Более того, Стефан предрек, что деревня бубет всегда очень маленькой, а мужчины вымрут [17]
(по мнению ыбских краеведов, все мужчины Худой-грезда были потом пришлыми).

  А вот что об этом можно прочитать на сайте USINSK INFO:
Начиная с 1996 года, ежегодно ко дню кончины просветителя зырян Стефана Пермского 9 мая из города Сыктывкара в Иб выходит крестный ход с иконой святителя. У этой традиции есть древняя предыстория.
В 1383 году святитель Стефан Пермский, отправившись в погост Вотча вплавь по реке Кончур Шору, пристал на отдых у поселка Ыб. Святитель испросил разрешения построить на холме церковь, но селяне-язычники отказали ему в просьбе и закидали камнями. Стефан прозвал местное население «худым», и с тех пор деревня стала именоваться по-новому – Кудая (Худая), а жители получили фамилию Худоевы.
Через 500 лет в знак покаяния местные жители принесли крестным ходом из села Вотча икону святителя Стефана, отслужили на холме молебен и в один день [в 1896] поставили здесь часовню [14]. Деревня же с того момента поменяла свое название, сегодня ее именуют Степановкой.

  По легендам, сохранившимся среди местного населения (в частности об этом мне расказывал мой крестный Виталий Михайлович Оверин, а ему дед), Стефан Пермский плыл по реке Сысоле на большом плоту из бревен связанными между собой, против течения в верховья Сысолы, со своим церковным скарбом, свитой и охраной.
Приставал к берегу, останавливался во встречных поселениях коми, крестил их, ставил кресты и часовни.
Но далеко не везде его хорошо принимали, в некоторых коми деревнях были очень враждебно настроены к нему "много зла перенес от неверных пермяков, от некрещеных: озлобление, ропот, брань, хулу, укоры, унижение, поношение и пакость, иногда смертью грозили ему". (Слово о житии Стефана).
Так в селении Лёк Грезд "Лёк" - плохой (современное село Ыб)
Ыб 2002
КОМИ — СЫКТЫВДИНСКИЙ Р-Н — ЫБ — ЛЁК ГРЕЗД — 1384
"И покажется за речным изворотом плот Стефана...
И вот сойдет Он на берег..."
язычники не приняли его и отвергли христианскую веру [15] и Стефан проклял на веки эту деревню и его жителей.
И говорят, всегда здесь жили худо и бедно.

А вот в погосте Вотча [16], это выше по течению, его приняли хорошо: "Стефан плыл на каменном плоту вверх по Сысоле. Остановился возле села Вотчи. Местное население очень удивилось, увидевши чудо такое. А он сказал, что надо ставить здесь храм, это святое место", - так, по преданию, в Вотчу прибыл Стефан Пермский.

И спокон веков народ здесь жил хорошо и зажиточно: "Проповедуя Слово Божие (на их зырянском языке) отклонил их от суеверий и чародейств и повелел им осушить болота да вырубить Щöд вöр (Чёрный лес)."

Вотча становится центром христианизации сысольских коми, а затем и административным центром (столицей) обширной Сысольской земли.
Именно с Вотчи начинается описание сысольских волостей в 1586 году.

P.S. Корни "Лёк Грезда" — Худой-грезда — Каргорта есть и в моем роду [17]:
Мой прадед - Макар Никитич Томов, его жена - моя прабабушка - Наталья Василисковна,
"отец ее Василиска, незаконнорожденный Худоев из Каргорта"
(из метрической книги духовных консисторий Ибской церкви).



ПРИМЕЧАНИЯ:

[1] ЧЁРНЫЙ БОР:
С 1327, когда Иван I Калита в награду за Тверской погром, получил от Узбека ярлык на великое княжение, московские князья стали главными сборщиками дани (Золотая Орда отказалась от баскачества, поручив сбор дани Иоанну "даже с князей других линий" и доставлять в Орду), что позволило Калите и его преемникам, утаивая (или деля с ханом?) часть выхода ("что наши данщики сберут в городе, в станах и в варях, тому идти в мою казну, а мне давать в выход" С.М.Соловьев), быстро обогащаться и благодаря накопленному таким образом богатству расширять пределы своих владений покупая (в нарушение норм тогдашнего права) или просто захватывая земли в чужих княжествах.
В Ростове, в 1330, его воеводы чинили всякие насилия над жителями и повесили старшего ростовского боярина Аверкия; В 1332 Иоанн начал войну с Новгородом, который отказывался платить старинную дань «закамское серебро»; В 1340 Иоанн вместе с татарами опустошил Смоленскую землю.
  "Лета 6841 [1333] князь великий Иван Данилович взверже гнев свой на устюжцов и на ноугородцов, по что устюжци и ноугородцы от Вычегды и от Печеры не дают чорный выход Ордынскому царю, и дали князю Ивану на черный бор Вычегду и Печеру и с тех времян князь московский почал взимати дани с пермские люди." Вычегодско-Вымская летопись.

[2] "А НОУГОРОДЦЫ СМИРИЛИСЯ":
Таким образом, откупаясь данью (в первую очередь мягкой "рухлядью") со своих волостей (Перми вычегодской, Печоры) в пользу Орды, через Москву - великих князей московских, довольно легко, для того, отдав им свои владения ("а ноугородцы смирилися"), Новгород неизбежно терял здесь свое влияние, ("люди пермские за князя за Дмитрия крест целовали, а новугородцом не норовили", а коми ратники "ходили… Двинскую землю за князя великого воевати") а затем потеряет земли и, наконец, саму Республику.
Хотя Новгород как-то сопротивлялся влиянию Москвы на свои земли - в 1385, 1386, 1425 году.
А с середины XV в. для защиты своих земель и вольностей Новгород все большие надежды возлагал на участие внешних сил: в 1450-х — на князей московской линии (Дмитрий Шемяка), в 1470-х — на Литовское княжество (княжение Михаила Олельковича) и в 1480 — на союз Орды и Литвы (стояние на Угре).

(P.S. правда памятник за это людям пермским - князьям пермским никогда не поставят ни в московии ни в вычегодской перми, а ежели и поставят когда либо кому, то новгородским "ушкуйникам" - вольным вятичам свои земляки   "...нравы свои отеческие и обычаи новгородские имяху на лета многа..." )

[3] ПИСЬМЕННОСТЬ:
Ученные предполагают, что коми имели свою письменность на основе "пасов" еще до Стефана и тот использовал ее при создании своей азбуки. От древних времен сохранились "пасы" (нарезки на дереве), имевшие условный смысл. Эти "пасы", своеобразная иероглифическая азбука, передавались из поколения в поколение и восходили к глубокой древности. Сохранились от дохристианских времен старинные календари в виде палочек с нарезками.
Язык Коми Википедия → → →

[4] ДРЕВНЯЯ ВЕРА ЗЫРЯН:
Косвенные указания на культ предков (поклонение душам умерших предков)
у коми в XIV в. мы находим в известии о том, что у многих из них был "кумир в своем дому".
Эти домашние боги ("статуи, высеченные, вырубленные") - покровители домашнего очага, как и вогулов и остяков, были изображениями предков. Каждая семья имела своих богов... (поклонялись, почитали и помнили своих предков - разве это плохая религия была? Л.Т.)   Наряду с этим коми верили в лесных, водяных духов - покровителей охоты и рыболовства, почитали животных.
Но были боги, которые почитались в значительной округе, к примеру "Войпель" (Владыка Севера), о чем писал митрополит Симон в 1501 в Пермь Великую: "А кумиром бы есте не служили, ...ни Войпелю болвану не молитися по древнему обычаю".

[5] ГЕРБЕРШТЕЙН, ЗАПИСКИ О МОСКОВИТСКИХ ДЕЛАХ, 1517:
"Великая и обширная область ПЕРМИЯ отстоит от Москвы прямо к северо востоку на двести пятьдесят миль. В ней есть город того же имени на реке Вышере, которая в десяти милях ниже вливается в Каму. По причине частых болот и рек сухим путем туда можно добраться только зимою, летом же этот путь совершить легче на судах через Вологду, Устюг и реку Вычегду (Vitzechda). В этой области хлеб употребляется весьма редко; ежегодную дань государю они выплачивают лошадьми и мехами. Они имеют особый язык и точно так же особые письмена, которые впервые изобрел епископ Стефан, укрепивший жителей, колеблющихся в вере Христовой (ибо раньше они были еще очень слабы в вере и содрали кожу с одного епископа, покушавшегося на то же). Этот Стефан впоследствии, в правление Димитрия, сына Иоаннова, был причислен у русских к лику святых. И доселе еще повсюду в лесах очень многие из них остаются идолопоклонниками.
Зимой они обыкновенно путешествуют на артах (in Artach, an Archtach), как это делается в очень многих местностях Руссии. А арты представляют собой нечто вроде деревянных продолговатых подошв (soleae) длиной почти в шесть ладоней (palma); надев их на ноги, они несутся, совершая путь с великой быстротой."

[6] УСТЬ-ВЫМЬ (ЕМДIН):
Cело на правом берегу р. Вымь при впадении ее в Вычегду. Люди жили близ устья Выми с давних пор (найдены бронзовые предметы, дат. гляденовским или ванвиздинским временем). В 1384 учреждена Пермская епархия: на месте первого молитвенного дома Стефан Пермский построил храм Благовещения, а на месте «кумирницы» - деревянный храм архангела Михаила, низложителя духов тьмы. При нем имелась школа, где готовили священнослужителей из местных кадров. В 1392 Усть-Вымь осаждали кочевники-вогулы (манси). В 1450 пытались захватить вятчане. В 1564 центр епархии перевели в Вологду - значение Усть-Выми падает. В 1608 в городище находились дер. часовня с гробницами епископов Пермских – Герасима (1443 был убит за "земляные поделия на владычном горотке на строение храма ружново, да роспря угодейная"), Питирима (погиб 19 августа 1455 от рук язычников-вогулов) и Ионы; Стефан похоронен (ум. 26 апреля 1396) в Московском кремле, монастыре Спаса на Бору.

[7] ОБЩЕЧТИМЫЕ КУМИРЫ хранились в избушках "кумирницах". Среди кумирниц некоторые пользовались особой славой (при особо чтимых святилищах пребывали "кумирники"). Такая "нарочитая кумирница" стояла близ Усть-Выми на очень важном пункте, на пути с Вычегды на Печору и Зауралье (великом новгородском пути в Югру), которую разрушил Стефан: "и вошел в некое место, где была их знаменитая кумирница, иначе капище, и собрался разорить идолов. И опрокинул жертвенники, и богов сравнял с землей, и... знаменитую их кумирницу поджег, огнем запалил ее", а "приношение: соболя, или куницы, или ласки, или бобры, или лисицы, или медведи, или рыси, или белки, то, все это собрав, в одну кучу складывал и огню предавал", за что он чуть не поплатился жизнью "и когда они примчались с яростью... и жестоко острием топоров хотели его сечь, крича и непристойное выкрикивая и бесчинственные крики испуская" и только "божией благодатью был сохранен, остался цел и невредим".

[8] УСТЮГ В 1450-1453:
В 1450 Дмитрий Шемяка при поддержке новгородцев и вятчан захватил Устюг, разбив вычегодско-вымский отряд "пермских сотников Емельку Лузькова да Ефимия Эжвина да десятников их казнили" и два года находился в нем "погосты пожогли, храмы святеи грабили, церковное все поимали", только укрепленный Усть-Вымский городок ему не удалось захватить.
Говорится в послании митрополита Ионы вятчанам, которые "с князем Шемякою приходили есте многажды на великого князя московского вотчину" - Сысолу и Вымь и Вычегду "… перемучили, переморили, а иных в воду пометали, а иных в избы и хоромы насаживая… пожигали, а иных младенцев, на кол сажая, умертвляли", а пленников продавали "в поганьство".
В 1453 великий князь Василий Темный, лично возглавив рать на Север, "Кокшенгу взял… и пошел казнить Устюг, по што устюжана Шемяке норовили. Заслыша то Шемяка, утекл на Двину и к Ноугороду".

[9] ПАМ-СОТНИК :
– "Братья пермяки! Отеческих богов не оставляйте, а жертв им и треб не забывайте, а старый исконный обычай не покидайте, давней веры не отметайте. Как делали отцы наши, так и вы делайте, меня слушайте, а не слушайте Стефана, пришельца от Москвы.
А от Москвы может ли добро придти? Не оттуда ли к нам тягости приходят, дани тяжкие и насилие, тиуны, и доводчики, и приставы?
А московским властителям "поступают ныне меха от охоты нашей. И...князья, и бояре, и вельможи мехами обогащаются, в меха одеваются и ходят, красуясь...
Не от нашей ли охоты меха в Орду посылаются?.. И в Царьград, и к немцам, и в Литву, и в прочие города и страны." (Слово о житии Стефана)
Миссионерская деятельность Стефана Пермского в Коми крае → → →
Стефан и Пам Сотник → → →

[10, 16] ВОТЧА - СТОЛИЦА СЫСОЛЬСКОЙ ЗЕМЛИ:
Стефаном Пермским основан в XIV в. Вотчинский Стефано-Афанасиевский монастырь. Упразднен в XVIII в. Исторических сведений о монастыре сохранилось очень мало. Возобновлен для монашеской жизни 17 августа 1996. Село Вотча, Коми Из за малочисленности братии был преобразован в сентябре 1999 в Стефано-Афанасиевский женский монастырь. Наместник, иеромонах Стефан Бабаев, лишен сана за уход в раскол соотв-но Апостольским правилам. В 2000 в монастыре – 10 насельниц (игумения - Василиса).
В 1586 в погосте Вотча находились две деревянные церкви ("Рождества Богородицы" и "Флора и Лавра"), одна келья нищего, 18 жилих дворов и др.
Близ селения находился укрепленный "город Вотча", для того, чтобы укрывать население окрестных деревень (Савинская, Киличея, Карчуй, Семь Мостов и др.) от вражеских набегов вятчан; там же хранились тайники с оружием и артиллерия ("наряд").
Впрочем в конце XVI в. городок за ненадобностью пришел в негодность "29 городен гнили, перила, кровля обвалились и тайник завалился".

В XIX веке в Вотче рядом с местом, где было городище Карыйил, возвели двухэтажную каменную церковь "во имя Рождества Пресвятой Богородицы".
В 1930-х годах она была закрыта и начала разрушаться. Об этом времени сохранилась легенда: "Была в церкви главная икона с ликом Стефана Пермского и рама золотая с драгоценными каменьями. Чтоб это спрятать от "антихристов", раму сняли и закопали, а где - неизвестно. Колокола с церкви были сняты и, чтоб не достались красноармейцам, отвезены и утоплены в болоте".

С Вотчей связан русский прозаик и поэт Варлам Шаламов. Здесь родились и служили священниками его дед Николай и дядя Прокопий Шаламовы. В своей книге "Четвертая Вологда" Варлам Шаламов пишет и о своих отце и деде. Отец, по словам писателя, "родился в темной устьсысольской глуши", и сын считал его "полузырянином".

[12, 14] ЧАСОВНЯ ВО ИМЯ СВЯТОГО ЕПИСКОПА ВЕЛИКОПЕРМСКОГО:
Среди холмистых окрестностей Ыба, на одном из холмов (Кубримыльк), видная отовсюду, стоит Часовня:
– нас бесконечно долго несло мимо большого села. Сысола здесь так петляла, что пришлось нам плыть почти весь день. Мы то удалялись, то, сделав большой круг, вновь возвращались к селу. Одну древнюю часовенку, маячившую на высоком холме, встречали и провожали тринадцать раз. Говорят, это самое длинное село на всей коми-земле. А название самое короткое - Ыб.
(Иван Торопов "Где ты город?" 1940-е гг.)
1980-е часовня уже заметно покосившаяся, доживала свой век. Была она перенасыщена деталями: обильная декоративная резьба вдоль карнизов, пышные обрамления тесно сдвинутых окон, резные столбы у входа, невысокий шатер над храмовой частью, покрытый крупным лемехом.
Но вот 1996 вновь возродилась (вдруг ожила, выпрямилась часовня) – здесь началось строительство женского монастыря.

[13] КУБРИМЫЛЬК, КАРМЫЛЬК - ГОРОДИЩЕ НА ХОЛМЕ:
Ыб состоит из 13 деревень, расположенных на семи холмах. Наверное, самая непредсказуемая из них - деревня Каргорт «подле городища». А это место называется Кармыльк «городище на холме».
В конце 5-4 вв. до н. э. началось вторжение кочевников гуннского племени. В результате жители были вынуждены укрепить своё поселение. Так образовалось Чудьское городище (чудями называли язычников, мифических богатырей).
Стало известно, что на Кармыльке было два городища. И их жители, чтобы показать свою удаль молодецкую, перекидывали свои палицы с одного городища в другое.
Жилищами чудям служили землянки, крыша которых держалась на четырёх столбах.
Летопись села Ыб → → →

[15] ЯЗЫЧНИКИ-ПЕРМИЧИ не хотели принимать христианскую веру и в протест против Стефана Пермского, и его желания обратить их в христианскую веру хоронили сами себя заживо.
На Ыбском холме (место Кармыльк) они вырыли большую и глубокую яму, поставили стойки и укрепили на них крышу. Потом отнесли туда пожитки и привели семьи. Когда все находились уже внутри, язычники подрубили стойки, крыша рухнула.
Утверждают, что иногда оттуда, из глубины земли, слышны стоны и крики, и говорят, что в полночь на дороге рядом с Кармыльком глохнут моторы машин и выключаются фары...
Летопись села Ыб → → →

[17] КОРНИ ХУДОЙ-ГРЕЗДА, и по видимому, отзвуки "Стефановского проклятия и пророчества", есть и
в моем роду:
Сын Макара и Натальи (ее отец Василиска, незаконнорожденный Худоев из Каргорта) - Иосиф Макарович Томов, владелец большого хозяйства, раскулачен, и погиб на строительстве Беломорско-Балтийского канала, могила неизвестна.
Его сыновья; - Николай пропал без вести в Сибири, Василий погиб в Померании (отравлен) уже после победы в июне 1945 (его младший сын Виталий задохнулся от дыма, в 65 лет умер от инфаркта и старший Иван), Александр (мой отец) замерз...
Старшая дочь Иосифа - Анна умерла в 1942, упала с мешком на работе, осталось пятеро детей.
Этот скорбный список невезения можно и дальше перечислять...
История Жизни гл.1 - гл.6 → → →




СМОТРИТЕ ТАКЖЕ:

Сыктывдинский район Интерактивная карта → → →

История Коми - История России 1000-2004 Хронограф → → →

Ульяновский монастырь: По легенде, он основан Стефаном Пермским в конце XIV века → → →

Сыктывкар: Кафедральный собор Стефана Пермского → → →

Вена: Кафедральный собор святого Стефана Фото → → →

ЛЕГЕНДЫ И ПРЕДАНИЯ Предания о чуди → → →

Святитель Стефан горячо любил Радонежского подвижника и очень желал повидаться с ним на пути из Пермской земли в Москву, но не мог исполнить этого из-за недостатка времени.
Миниатюра XVI в. из собрания Троице-Сергиевой Лавры «Стефан Пермский по дороге в Москву». larger image: 85K
Стефан Пермский по дороге в Москву.
Миниатюра. XVI в.
На первом плане едет в санях Стефан Пермский - в Древней Руси знатные люди и зимой и летом путешествовали в санях. За ним пешком с непокрытыми головами двигается свита. Процессию сопровождает конная охрана.

Преподобный Сергий Радонежский: Житие → → →

Георгий Федотов. Святые Древней Руси. Глава 7.
Стефан Пермский → → →

Святитель Стефан Пермский + Православный Церковный календарь → → →

Спаситель Стефан: Святитель Перми спас коми от «вечной гибели» и масштабной колонизации → → →

ПОСОХ СТЕФАНА ПЕРМСКОГО:
Длина его - 125 см. Рукоять посоха подобна букве Т, ее длина - 12 см, ширина - 2 см → → →

В селе Ыб большой храм (Вознесенский). Один из двух во всей республике, что в советское время остался цел. Церкви здесь сносили тотально, исчезли все, вывелись, точно у них недоставало корней. Образно говоря, так оно и было.
Вера пребывала на поверхности, не трогая глубин Угры → → →




ПРАВОСЛАВИЕ ХРИСТИАНСТВО И РУССКИЙ КОЛОНИАЛИЗМ:
КОМИ ОПЫТ В МЕЖДУНАРОДНОМ АСПЕКТЕ

...В результате коренные жители быстро остаются в меньшинстве, и на своей родной
земле их начинают называть ИНОРОДЦАМИ. Если их еще не искоренили и не истребили полностью,
то они имеют много шансов умереть от болезней..., алкоголизма и наркомании; если они еще не умерли от всего этого.
Если же они настолько упорны, что сумели выжить, сохранив свой язык и национальную культуру, - впоследствии они все равно деградируют и грубеют, даже при самом лучшем покровительстве над ними. Уменьшается уважение к ним, понижаются их статус, доходы и возможности.
Э.Г. Васс-Вазоли, профессор, г. Перт, Западная Австралия  Специальный выпуск → → →


Главная страница Обратная связь О монете
NASA - взгляд c космоса История Коми - России Семь чудес Коми Сыктывдинский
Русь 13 век Чрезкаменный путь Северный фронт 1919


Copyright © 2003-2012, Леонид Томов  
dating sites camscom
статистика посещений сайта
Rambler's Top100 be number one