|
|
Великий Новгород
Государство на северо-западе и севере Руси
в 1136-1478 гг.
Торговый город
- Населяли Новгород
в основном ремесленники: кузнецы, оружейники, столяры,
гончары, сапожники, ювелиры. В Новгороде было много простого люда — грузчиков,
лодочников, строителей. Их называли чёрными (меньшими) людьми.
В случае войны эти люди брались за оружие и становились главными
и самыми отважными защитниками города.
На Софийской стороне в больших деревянных и каменных домах жили бояре.
Им принадлежали земли вокруг Новгорода и на севере до Белого моря и Уральских гор.
Новгород был крупнейшим торговым центром.
Из Новгорода можно было легко проехать в Балтийское море и в западные страны,
во Владимирское княжество и
Волжскую Болгарию
, а там по Волге — в восточные страны.
Мимо Новгорода проходил старинный водный путь из Скандинавии в
Византию,
"из варяг в греки". К новгородским пристаням на реке Волхов
всегда приставало множество кораблей из различных стран и городов.
В Новгород приезжали купцы из Германии,
Швеции
и других стран Европы. В Новгороде размешались иноземные торговые дворы -
Немецкий с церковью св. Петра и Готский — святого Олафа
[1].
Из Новгорода вывозили меха, воск, мёд, лён, моржовые клыки, кожи.
В Новгород привозили заморские вина, медь, олово, оружие, украшения, сукна,
сушёные фрукты, сладости.
Пятины, Волости и Пригороды Новгорода
- С вамого начала это государство было многонациональным. На территории,
подвласной Новгороду Великому (официально таковым он стал в XIV в.), жили,
кроме русских, коренные угро-финские народы — карелы, вепсы, саамы и др.
Позднее была присоединена пермская земля, населенная коми.
Новгородская земля делилась на Пятины — земли, ближайшие к Новгороду:
Водскую, ок. Ладожского озера (земля финно-угорских народов водь, корела);
Обонежскую, вокруг Онежского озера и до Белого моря
(от Приладожья до Белоозера жило финское племя весь);
Бежецкую, до Мсты;
Деревскую, до Ловати;
Шелонскую, от Ловати до Луги (за шелонской пятиной — псковская земля).
Волости — владения, более отдаленные и позднее приобретенные:
Двинская земля или
Заволочье [2], по Северной Двине от Онеги до Мезени,
Пермь «Край земли» [3]
Вычегодская,
Великая — по Вычегде и верхней Каме,
Печору [4] — по реке Печоре до Уральского хребта и
Югру — за Уралом.
На северном берегу Белого моря была волость Тре, или Терский берег.
В XII столетии колонией Великого Новгорода стала
Вятская земля
[5]
(Вятско-Камское междуречье) — в 1174 новгородские ушкуйники («ушкуйник» — лодка)
основали в устье реки Хлыновицы город Хлынов;
Пригороды — Ладога (Первая столица Руси),
Орешек, Старая Русса, Копорье, Ям, Корела, Псков
(в 1347 вышел из-под власти Новгорода и получил независимость),
Торжок — Новый Торг («одна половина его была под владычеством Новгорода, а другая - под
владычеством Твери, и там начальствовали два наместника») и др.
«А се княже, волости новгородьскые: Волок с всеми волостьми, Торжек, Бежиче, Городець Палиць,
Мелечя, Шипино, Егна, Заволочье, Тре, Перемь, Печера, Югра, Вологда...» ( договорная грамота 1270 года).
[Карта «Русь 1240 - 1533»]
[Карта «Новгородские пятины»]
По аналогии с некоторыми регионами средневековой Западной Европы
(Генуя
, Венеция)
в Новгороде сложился своеобразный республиканский строй.
Развитие ремесел и торговли, более интенсивнее, чем в других русских землях
(что объяснялось выходом к морям),
потребовало создания более демократического государственного строя.
Основой для такой политической системы стал довольно широкий
средний класс новгородского общества: житьи люди занимались торговлей и
ростовщичеством, своеземцы (фермеры)
сдавали в аренду или обрабатывали землю
[6],
купечество объединялось в несколько сотен (общин) и торговало с русскими княжествами и с "заграницей" ("гости").
С одной стороны, особенности географического положения и экономического
развития привели к сдерживанию процессов развития сельского хозяйства
феодально-крепостнического типа из-за относительной малочисленности
крестьян и бесперспективности их закрепощения.
С другой стороны, развитие ремесла и торговли способствовали
экономической независимости и большей, по сравнению с Киевским государством,
социальной значимости ремесленников и купцов, а также развитию
инфраструктуры городов и городского самоуправления.
Вече. Князь. Посадник. Тысяцкий. Архиепископ
- До XII века Новгород входил в состав
Киевской Руси.
[карта «Киевская Русь X век»]
Киевские великие князья сажали в Новгород на княжение своих старших сыновей и с их помощью держали город
в повиновёнии. Но и тогда власть князя в Новгороде была сильно
ограничена.
Высшим органом управления в городе являлось вече — общее собрание всех мужчин.
Вече собиралось по звону вечевого колокола.
На вече обсуждались все важнейшие вопросы жизни города.
Вопросы решались криком, голосом. Вечевые собрания проходили очень бурно.
Иногда вече раскалывалось на две части и заканчивалось жаркой схваткой на Волховом мосту.
В мае 1136 года новгородское вече, при участии жителей
Пскова и Ладоги, окончательно порвали с Киевом.
Новгородцы прогнали князя Всеволода Мстиславича, боровшегося за свои собственные интересы,
и объявили Новгород республикой.
С той поры новгородцы сами приглашают к себе князя на определенных условиях.
По договорам с городом («ряде», известно около 80 договоров XIII-XV вв.)
князю запрещалось приобретать собственность в новгородских "волостях",
т.е. на окраинах Новгородской земли, вершить суд за пределами города,
издавать законы, объявлять войну и заключать мир.
Ему запрещалось заключать договоры с иноземцами без посредничества новгородцев,
судить холопов, принимать закладников из купцов и смердов,
охотиться и рыбачить за пределами отведенных ему угодий.
Он был наёмным военачальником новгородского войска.
В случае нарушения договоров князь мог быть изгнан.
Однако деятельность князей не была безвозмездной,
они получали определенную часть финансовых доходов республики.
С 1095 по 1304 год на новгородском престоле побывало 40 человек,
а смена княжеской власти за это время произошла 58 раз.
Новгородское вече выбирало правителей города посадника,
тысяцкого (с 1180-х) и архиепископа (с 1156).
Посадник — исполнительный орган веча,
избранный им на один-два года, руководил деятельностью
всех должностных лиц, вместе с князем ведал вопросами управления и суда,
командовал войском, руководил вечевым собранием и боярским советом,
представительствовал во внешних сношениях.
Тысяцкий — занимался вопросами торговли и
торгового суда, возглавлял народное ополчение.
Архиепископ («владыка») — глава церкви Новгородской земли,
был хранителем государственной казны, контролером торговых мер и весов,
был посредником между князем и посадником. Должнось владыки была в принципе
пожизненной, но бывали случаи смещения владык.
В XIII веке образовался орган (совет) из представителей пяти концов Новгорода,
из состава которого выбирались посадники. Этот совет весьма целенаправленно
"играл" интересами народа на вече. В начале XV века решения веча уже почти
целиком подготавливались советом.
Город высокой культуры и грамотности
- Великий Новгород был центром высокой культуры. Искусно сделанные из металла
и дерева изделия новгородских ремесленников славились не только в русских землях,
но и за границей. Улицы Новгорода были покрыты деревянными мостовыми.
Город имел подземный водосток, сооружённый из выдолбленных брёвен, и водопровод,
по которому текла чистая вода.
Раскопки берестяных грамот показали высокую степень грамотности рядовых граждан,
а следовательно, наличие развитой системы школ и образования (горожане обучались азбуке
с детства и сами писали свои письма, грамотны были и женщины; 90 % грамот написаны
вообще без единой ошибки).
Берестяные грамоты известны из раскопов, относящихся к XI в..
Местом, где впервые были обнаружены берестяные грамоты, стал Великий Новгород.
26 июля 1951 на Неревском раскопе была обнаружена берестяная грамота № 1:
она содержала перечень феодальных повинностей. Этот же сезон принёс ещё 9 документов
на бересте, опубликованных только в 1953 году. Поначалу открытие берестяных грамот
не получило освещения в прессе из-за идеологического контроля за исторической наукой...
В настоящее время (2013 г.) при раскопках обнаружено 1134 берестяные грамоты.
Из них – в Новгороде 1051, Старая Русса 45,
Торжок 19 – Новгородская Республика; Смоленск 15, Звенигород Галицкий 3, Витебск 1 – XV в.
Литовское княжество; Псков 8: Тверь 5; Москва 3;
Википедия → → →
"Вообще, историки, конечно, необычайно много нового из всего этого узнали,
и картина в целом вырисовывалась... что древний Новгород был примерно таким же обществом, как,
скажем, Скандинавия того же времени, Германия и т.д., и вовсе не похожа на “темную” Русь XVI-XVIII вв.
Московского царства, где была полная безграмотность, где никто, кроме попов (да и то не всех)
не умел ни читать, ни писать и т.д. А уж про женщин нельзя было даже допустить мысли,
чтобы кто-нибудь из них знал хотя бы одну букву.
Имеется одно обстоятельство, не красящее нашу русскую историю.
Процент грамотных женщин от XII в. к XV в. не увеличивается, а падает.
Это сейчас совершенно точно установлено. Письма XII в. вообще в самых разных
отношениях отражают общество более свободное, с большим развитием, в частности,
женского участия, чем общество ближе к нашему времени.
Этот факт вытекает из берестяных грамот совершенно ясно."
(Лекция Андрея Зализняка (РАН)).
- [1] ГАНЗА.
Признанием возросшего авторитета Новгородской республики были международные торговые договоры;
1191 — с Готским берегом, 1192 — с немецкими городами.
В городе расширялось немецкое подворье, в 1184 — в городе было начато строительство
немецкой церкви святого Петра.
Как немцы дорожили Новгородом, видно из того, что, когда в 1231 году свирепствовал здесь
голод, немецкие купцы приехали с хлебом из-за моря и сделали много добра, по словам летописца,
значит, продали товар свой дешевою ценою.
В 1241 — был образован Ганзейский торговый союз
(Ганза Hanse)
северогерманских городов, куда вошёл и Новгород.
«Главный путь иностранных купцов шел по-прежнему
— Невою, Ладожским (Нево) озером, Волховом через Старую Ладогу, к волховским порогам, по которым
за известную плату проводили их суда особенные лоцмана, далее к Taberna piscatorum —
Рыбацкая слобода на 33 версте от Ладожского озера, потом к Gestevelt — Гостинопольская
пристань на 34 версте от Ладожского озера, где платили пошлину наконец приезжали
в Новгородскую пристань.»
(С.М.Соловьев).
1420 — начало чеканки
Новгородом своей монеты (XII веке расчётных операциях утвердается
гривна серебра 204 г. равнялась 4 гривнам-кун, в
XIII новгородская гривна именовалась рублём).
В феврале 1423 — был подписан новый договор с "73 ганзейскими городами".
Ганзейские дворы напоминали крепости. Их окружал тын из толстых бревен.
Внутри дворов имелись церковь, где собирался стевен и решались насущные вопросы жизни купцов,
а так же хранились наиболее ценные товары, двухэтажные дома (дорисы),
в которых жили купцы со своими приказчиками и учениками, помешения для торговли и хранения
товаров (клети), большая палата, приказчицкая, мельница, пивоварня, баня и больница.
Вечером ворота дворов накрепко запирались, а внутри спускались с цепи собаки, выставлялась
стража.
- [2] ПОДВИНЬЕ.
"Ближайшая от Московии область — Холмогорская, изобилующая хлебом. По ней протекает самая
обширная из рек Севера, Двина. Она наводняет окрестные равнины постоянными разливами,
наподобие Нила, когда она разливается, переполнившись от снегов и дождей. Однако достаточно хорошо
известно, что Двина, увлекая бесчисленные реки, несется в
стремительном течении к Северу и что море там имеет такое огромное протяжение, что, по весьма
вероятному предположению держась правого берега, оттуда можно добраться на кораблях до страны
Китая, если в промежутке не встретится какой-нибудь земли."
[П. Иовий.
Книга о московитском посольстве. 1525]
Это самое ранее в географической литературе известие о возможности существования
Северного морского пути.
- [3] ПЕРМЬ.
"Великая и обширная область Пермия отстоит от Москвы
прямо к северо востоку на двести пятьдесят миль. В ней есть город того же имени на реке
Вышере, которая в десяти милях ниже вливается в Каму. По причине частых болот и рек сухим
путем туда можно добраться только зимою, летом же этот путь совершить легче на судах через
Вологду, Устюг и реку Вычегду.
В этой области хлеб употребляется весьма редко; ежегодную
дань государю они выплачивают лошадьми и мехами. Они имеют особый язык и точно так же
особые письмена,
которые впервые изобрел епископ Стефан, укрепивший жителей, колеблющихся в вере Христовой
(ибо раньше они были еще очень слабы в вере и содрали кожу с одного епископа, покушавшегося
на то же). И доселе еще повсюду в лесах очень многие из них остаются идолопоклонниками."
[Герберштейн.
Записки о Московии.]
- [4] ПЕЧОРА.
"За реками Печорой и Щугуром у горы Каменный Пояс [Урал],
точно также у моря, на соседних островах и около крепости Пустозерска
живут разнообразные народы, которые называются одним общим именем
самояди (то есть, так сказать, сами себя ядущие).
У них имеется великое множество птиц и разнообразных животных,
каковы, например, куницы, бобры, горностаи, белки и в океане животное морж, кроме того весь,
точно так же белые медведи, волки, зайцы, киты, рыба по имени семга. Эти племена не приходят
в Москву, ибо они дики и избегают сообщества с другими людьми."
[С. Герберштейн.
Записки о московитских делах]
По рр. Сухоне, Вычегде, Печоре, чрез Камень проходил великий новгородский путь в Югру.
- [5] ВЯТСКАЯ ЗЕМЛЯ.
"Долго история молчала о Вятке: малочисленный ее народ, управляемый
законами демократии, строил жилища и крепости, пахал землю..." (Н. М. Карамзин).
"Нравы свои отеческие и обычаи новгородские имяху на лета многа..."
- [6] САДЫ И ОГОРОДЫ.
Помимо скотоводства и земледелия как сельское, так и городское население
Новгорода занималось овощеводством и плодоводством. Сады и огороды были принадлежностью
многих городских усадеб. Во всяком случае, семена овощей и плодов - не редкая находка при
раскопках. В слоях XIII века были обнаружены семена огурцов. Можно полагать также,
что в древнем Н. выращивали капусту - в слоях XIII найдены бойки, ручные орудия для посадки
капусты. Под 1215 в летописи упоминается репа, в слоях XII обнаружены семена огородного укропа.
Из плодовых деревьев наиболее распространены были вишня и яблоня. Косточки вишни при раскопках
(в слоях XII) встречаются очень часто.
Шелонское сражение
Мы вольные люди, Великий Новгород!
- Во второй половине XV века в Новгороде организовалась
группа бояр, выступивших за союз с Литвой
[карта «Литва XV век»].
Во главе этой группы встала вдова посадника
Марфа Борецкая —
«Не хотим за великого князя Московского, ни зваться отчиной его! Мы вольные люди, Великий Новгород!
А Московский князь великие и многие обиды и неправды над нами чинит. Но хотим за короля
Польского и великого князя Литовского Казимира».
На княжение новгородское правительство пригласило из Литвы сына киевского князя Михаила Олельковича
— «приехал в сопровождении многочисленной толпы 8 ноября 1470», а новгородское духовенство
отказалось подчиняться московскому митрополиту
— «хотя на Киев мя пошлите, — говорил Пимен, — и там на свое поставление еду».
Великий князь московский Иван III (правил 1462 - 1505)
[карта «Московское княжество 1462»],
призвал бояр, помещиков и духовенство покарать правителей Новгорода за измену Руси и православной вере.
Умный и ловкий политик, он сумел поднять против них не только Москву
(в "низовских" землях возмущение союзом Новгорода с Казимиром и Ахматом было чрезвычайно велико),
но и часть новгородцев.
Р. Г. Скрынников —
В глазах московских книжников только монархические порядки были естественными
и законными, тогда как вечевая демократия представлялась дьявольской прелестью.
Решение Новгорода отстаивать свою независимость любой ценой они постарались изобразить
как заговор бояр Борецких, нанявших “шильников” и привлекших на свою сторону чернь.
Само вече, под пером московского писателя, превратилось в беззаконное скопище “злых смердов” и “безыменитых мужиков”.
Они били во все колокола и “кричаху и лаяху, яко пси, глаголаху: „За короля хотим”...
Поход Ивана III на Новгород в 1471 г.
- В 1471 г. Иван III организовал поход на Новгород «не яко на христиан, но яко на
язычник и на отступник православья».
В марте 1471 (несмотря на то, что Михаил Олелькович 15 марта уже покинул
Новгород и увел свою свиту в Литву, по пути разграбив Рузу — Новгород с этого времени
стал практически "парламентской" республикой) Иван III созвал совет, на котором объявил о начале
войны с Новгородом [7].
В Новгород были посланы “разметные грамоты”.
В конце мая к Вятке отправилось войско под предводительством Бориса Матвеевича Слепца-Тютчева,
которое потом должно было идти в Двинскую землю.
На помощь ему должно было подойти устюжское войско.
В начале июня из Москвы к Русе выступило войско во главе с князьями Даниилом Дмитриевичем
Холмским и Федором Давидовичем Пестрым-Стародубским.
К ним должны были присоединиться отряды князей Юрия и Бориса Васильевичей.
В середине июня к Волочку вышли полк князя Ивана Васильевича Стриги - Оболенского и отряд
татарского царевича Даниара (сын Касимов).
20 июня во главе основных сил направился к Торжку (29 июня) Иван III, куда явились
к нему воеводы Тверские, князь Юрий Андреевич Дорогобужский и Иван Жито
«со многими людьми, явились и послы псковские с объявлением, что
Псков сложил крестное целование к Новгороду»
[8].
С некоторой задержкой Новгороду удалось сформировать ополчение численностью до
40 тысяч ратников.
Во главе ополчения стояли посадники Василий Казимир и Дмитрий Борецкий [9].
Основное сражение произошло 14 июля на реке
Шелони
[карта].
Несмотря на восьмикратное превосходство в силах новгородцы были
разбиты московским войском [10], потеряв двенадцать тысяч убитыми
и тысячу семьсот взятых в плен;
«в числе последних находился степенный посадник Борецкий вместе с другими воеводами; в обозе
победители нашли и
договорную грамоту
новгородцев с Казимиром и отослали ее к великому князю».
Решающую роль в победе Ивана III сыграли полки
служилых татар
[11] .
Новгородский летописец говорит [четвертая новгородская летопись], что
соотечественники “бишася много и побиша москвич много”, а под конец погнали “москвичи за Шелону”,
но что конница татарская [касимовские], быв в засаде, нечаянным нападением расстроила первых и
решила дело...
«Усмирение и умиротворение Новгорода сопровождалось жесточайшими репрессиями.
Летописцы сообщают о них с леденящими душу подробностями.
После Шелонской битвы на пепелище Старой Руссы князь Московский самолично учинил
показательную расправу над приверженцами новгородской самостийности и сторонниками
Марфы Посадницы. Для начала у рядовых пленных отрезали носы, губы и уши и в таком виде отпустили по домам,
чтобы всем показать, что впредь ожидает тех, кто осмелится восстать против верховной московской власти.
Плененных же воевод вывели на старорусскую площадь, и, прежде чем отрубить им головы,
у каждого предварительно вырезали язык и бросили на съедение голодным псам...»
По распоряжению Ивана III посадника Дмитрия Борецкого с тремя другими знатнейшими пленниками
казнили, — «Вы за короля задаваться хотели». Другие пленные бояре и житьи люди были
заключены под стражу и увезены в Москву, а пленники из «молодших» людей освобождены.
11 августа 1471 Новгородское правительство подписало договор
(поручив подписать его архиепископу Феофилу, который отправился в лагерь Ивана, расположенный
в устье реки Шелонь),
по которому Великий Новгород обязался не отступать от Москвы, не переходить под власть Литвы и
заплатил великому князю большую денежную контрибуцию [12].
Иван вернулся в Москву 1 сентября 1471. Феофил прибыл в Москву из Новгорода 30 ноября
и 15 декабря был торжественно возведен (согласно последнего договора) в сан митрополитом Филиппом.
В честь этого события все новгородские пленники и получили разрешение вернуться домой.
Л. Н. Гумилев —
«Но хотя на помощь Новгороду не пришли литовцы, ему попытался помочь золотоордынский хан Ахмат.
Форсированным маршем он дошел до Оки. По приказанию великого князя касимовские царевичи Данияр и Муртаза
выдвинулись навстречу Ахмату на рубеж Коломны и Серпухова,
готовясь отрезать войско Ахмата от обоза в случае дальнейшего продвижения его к Москве.
Золотоордынский хан, узнав об этом, решил не связываться с касимовцами и быстро отступил.
Иван III отчетливо понимал недостаточность достигнутых успехов. Существование сильной литовской партии
в Новгороде и союзного Литве золотоордынского ханства ставило под сомнение выполнение
Новгородом своих обязательств перед Москвой. Поэтому Иван III стремился к окончательному
подчинению Новгорода и низвержению Золотой Орды».
- [7] С. Ф. ПЛАТОНОВ — Великий князь... объявил
на совете все новгородские неправды
и измену и спрашивал у совета мнения о том, начать ли немедля войну с Новгородом
или ждать зимы, когда замерзнут новгородские реки, озера и болота.
Решено было воевать немедля.
- [8] С. М. СОЛОВЬЕВ —
В Петров день приехал из Русы московский боярин Зиновьев
и начал каждый день твердить псковичам: «Садитесь сейчас же со мною на коней,
я к вам отпущен от великого князя, воеводой приехал». Зиновьев привел с собою сто человек дружины,
и Пскову был большой убыток: много выходило корму на людей и на лошадей. И вот псковичи 10 июля тронулись
в поход всем городом и пригородами под начальством сына своего князя-наместника,
Василия Федоровича Шуйского, и четырнадцати посадников.
Псковичи...скопившися вся сила 10 тысящ и поидоша за рубежь с князем Василием Федоровичем
и сташа под вышегородом и повоеваша волости.
- [9] С. М. СОЛОВЬЕВ — Князя Василия Шуйского-Гребенку,
новгородцы отправили
на защиту Заволочья; они послали просить помощи у Ордена, и магистр ливонский писал к Великому,
что Орден должен помочь Новгороду, ибо если московский князь овладеет последним,
то немцам будет грозить большая опасность. Но пока магистры пересылались,
московский князь уже успел совершить опасное для них дело: передовые полки его
под начальством князя Холмского сожгли Русу 23 июня и на берегу Ильменя, у Коростыни,
побили отряд новгородцев, которые, приплыв озером, хотели нечаянно напасть на москвичей; но сзади,
на реке Поле, явилась другая новгородская рать; московские воеводы побили и эту, возвратясь от Русы.
Н. М. КАРАМЗИН — Московские Воеводы, Образец и Борис Слепой, предводительствуя
Устюжанами и Вятчанами,
на берегах Двины сразились с Князем Василием Шуйским, верным слугою Новогородской свободы.
Рать его состояла из двенадцати тысяч Двинских и Печерских жителей: Иоаннова только из четырех.
Битва продолжалась целый день с великим остервенением. Убив трех Двинских знаменоносцев,
Москвитяне взяли хоругвь Новогородскую и к вечеру одолели врага. Князь Шуйский раненый едва
мог спастися в лодке, бежал в Колмогоры, оттуда в Новгород; а Воеводы Иоанновы,
овладев всею Двинскою землею, привели жителей в подданство Москвы.
- [10] Н. М. КАРАМЗИН — Новогородцы приписали сие несчастие тому,
что конное их войско не соединилось с пехотным и что особенный полк Архиепископский
[отборный отряд конницы] отрекся от битвы, сказав: "Владыка Феофил запретил нам поднимать руку
на Великого Князя, а велел сражаться только с неверными Псковитянами".
С. М. СОЛОВЬЕВ — Легко поверить новгородскому летописцу, что причиной неуспеха
его земляков было раздвоение, господствовавшее в их городе.
- [11] Л. Н. ГУМИЛЕВ — Как уже говорилось, у ордынского
хана Улуг-Мухам-меда было трое сыновей:
Махмутек, Якуб и Касим. Первые двое со временем сделались врагами. Махмутек,
желая обрести независимость, убил своего отца и захватил власть в Казани,
создав таким образом Казанское ханство, выделившееся из Орды. Касим,
взявший на себя бремя мести за убийство отца, принадлежал к числу наиболее
преданных сторонников Василия Темного: именно его участию был в немалой степени
обязан Василий II своим возвращением на престол в 1447 г. За верную службу
Василий выделил Касиму в пожизненное владение городок на Оке, который стал с тех пор
называться Касимовым.
Население касимовского служилого ханства долго сохраняло все свои этнографические особенности,
включая исповедание ислама.
- [12] Н. М. КАРАМЗИН — Новогородцы
за вину свою обещали внести в казну Великокняжескую 15500 рублей
или около осьмидесяти пуд серебра, в разные сроки, от 8 сентября до Пасхи...
Клялися ставить своих Архиепископов только в Москве, у гроба Св. Петра Чудотворца...
Не иметь никакого сношения с Королем Польским, ни с Литвою...
Отменили так называемые Вечевые грамоты; признали верховную судебную власть Государя Московского...
Помирив еще Новгород с Псковитянами, Иоанн уведомил своих Полководцев, что война прекратилась;
ласково угостил Феофила и отпустил их с милостию...
(накример, цена крестьянских дворов в то время составляла 2-3 руб.)
Великий Новгород. Падение республики
Падение республики 1478 г.
- Борьба продолжалась.
В 1477, когда новгородские власти отказались величать Ивана III
своим господарем «хозяином».
Официальные послы Новгорода неизменно именовали Ивана III господином «господине», что означает
равенство сторон: “Господин Великий Новгород” вел переговоры с “господином Великим князем”
(государем «господарем» называли своего хозяина рабы и слуги),
а в Новгороде были убиты некоторые из сторонников Москвы
(убит боярин В. Никифоров, который втайне поступил на службу к Ивану III
и принес ему присягу «целовал крест»; заподозренного в измене Василия Ананьина
«на вече иссекли топоры в части»), Иван III предпринял второй поход на Новгород.
В пути к нему присоединилась тверская рать.
В начале декабря 1477 Новгород был полностью блокирован московскими, тверскими и
псковскими отрядами [13].
Великий князь решил длительной осадой принудить новгородцев к покорности, своим войскам
он приказал «пушками бити град», и «мнози новгородцы по граду избиени были».
13 января 1478 г. новгородские власти капитулировали. Московские войска вошли в город.
Когда во время московской осады некто Упадыш, желая помочь москвичам, привел в негодность
настенные пушки своего города «в одну ночь заколотил железом 55 пушек», его казнили, а новгородский
книжник в сердцах воскликнул: «Лучше бы тебе, Упадыш, не быть в утробе материнской,
чем наречься предателем Новгорода!».
Иван III полностью ликвидировал самоуправление Новгородской республики:
«Коли признали вы вину свою передо мною, так объявляю вам: хотим у вас такого же господарьства,
как на Москве!
...А государьство наше таково: вечю колоколу в Новегороде не быть; посаднику не быть,
а господарьство свое нам держати...»
По его распоряжению вечевой колокол — символ новгородской вольности — привезли в Москву
и повесили на колокольню Успенского собора.
Вместо посадников и тысяцких Новгородом стал управлять наместники, присланные из Москвы.
На Софийской стороне наместниками стали два князя Оболенских — Иван Васильевич Стрига
и его брат Ярослав, на Торговой — наместничали московские бояре Василий Китай и Иван Зиновьев.
Марфу Посадницу и её помощников заковали в цепи
и отправили в Москву [14].
Многих новгородских бояр и купцов выслали из Новгорода в Московское княжество
(земли выселенных новгородцев отдали московским служилым людям).
Немецкий двор в Новгороде закрыли [15],
а иноземным купцам предложили приезжать с товарами в Москву.
Обширные новгородские земли вошли в состав Московского великого княжества — Московии.
[Карта «объединение Руси»]
[Карта «Московское княжество XV»]
«Этот Иоанн Васильевич был так счастлив, что победил новгородцев в битве при реке Шелони и,
предложив после победы определенные условия, заставив их признать себя владыкой и государем
и повелел им выплатить большую сумму денег; удалился он оттуда не раньше, как оставив там своего наместника.
Наконец, по истечении семи лет, он вернулся туда, вступив при помощи
архиепископа Феофила в город и обратил жителей в самое жалкое рабство; он захватил золото и
серебро, отнял все имущество граждан, так что вывез оттуда свыше трехсот хорошо нагруженных телег.
Лично сам он только раз присутствовал на войне, именно, когда подвергались захвату княжества Новгородское и Тверское».
[Сигизмунд фон Герберштейн.
Записки о Московии 1517]
Марфа Посадница. Уничтожение новгородскаго веча (Клавдий Лебедев)
«Стояние на Угре»
- В 1480 (15 января) великий князь вновь захватил восставший против него Новгород.
Сотня бояр и житьих людей было сразу казнено
(казни и грабежи[16] продолжились
в 1480 - 1488 гг и позже; в 1488 Иван III свел из Новгорода «боле седми тысячи житьих людей»).
В числе заговорщиков были — Феофил (19 января 1480 он был взят под стражу и заточен в Чудовском
монастыре. Феофил не хотел, «чтобы Новгород был за великим князем, но за королем
или за иным государем») и братья Ивана III — Андрей «угличский»
(уморен в тюрьме в 1493)
и Борис «волоцкий», бежавшие в Великие Луки просить защиты у Казимира IV. Литва обещала помощь.
В 1480 Ахмат, царь Большой Орды
[20], заслышав о восстании братьев
и заключив
военный союз с Литвой (или этот союз был заключен раньше?), выступил в поход против
Москвы, — «что на него идет
царь Ахмед [17]
со всею Ордою своею... и с королем Казимиром заодно.
Ведь этот король натравил царя на великого князя, мечтая погубить христиан».
Летом Ахмат подошел с войском к пограничной московской реке Угре
(русско-литовская граница) [18]
и стал там лагерем, ибо ждал своего союзника. Московская рать, пришедшая прежде татар, встала
на противоположном берегу.
Началось знаменитое "стояние на Угре"
[карта] продолжавшееся до глубокой осени [19].
Не дождавшись литовских войск, — «король не пришел на встречу с ним, так как был занят
своими делами: ведь тогда Менгли-Гирей, царь Перекопский, в угоду великому князю московскому
разорял Волынскую землю» и опасаясь надвигавшейся зимы, 11 ноября
Ахмат увел свои войска [20].
В руки великого князя Ивана III попал обширный земельный фонд: владения новгородских вотчинников
(все они лишились своих владений) и земли Тверского княжества. Ожидались и новые приобретения.
В конце XV века на Руси зарождается крепостничество, поместная система
(«испомещавшиеся» - «помещик» - «поместье»).
Начинается массовая раздача земель в виде поместий [21]
— для создания единого государства [22]
требовалось значительное увеличение войска, а у каждого воина должна была быть земельная собственность
для «кормления»;
И массовая раздача помещикам земель черносошных крестьян — что привело к резкому
сокращению черносошных «лично свободных» крестьян, в первую очередь в центральной Руси.
Юридические основы крепостного порабощения закрепил
Судебник 1497 Ивана III
[23].
- [13] Р. Г. СКРЫННИКОВ (Третий Рим) — Исключительную услугу
Москве оказал Псков, доставивший в лагерь великого князя обозы со съестными припасами.
- [14] МАРФА БОРЕЦКАЯ —
«Февраля 1 (1478) он велел взять под стражу Купеческого Старосту, Марка Памфилиева,
Февраля 2 — славную Марфу Борецкую с ее внуком Василием Феодоровым (коего отец умер в Муромской темнице),
а после из Житых людей... отвезти в Москву и все “животы“ их велел отписать на себя»
(Н. М. Карамзин).
Данные о дальнейшей судьбе Марфы Борецкой противоречивы, место и время её смерти неизвестны.
Карамзин «Марфа-посадница, или покорение Новагорода» (Историческая повесть, 1802)
Е. Шляховская "Литературный и исторический образ Марфы Посадницы в произведениях Карамзина"
Вотчины Марфы Борецкой
(по писцовым книгам) — Колежма, Нюхча, Сумский Посад (в 1452 отдан Марфой Соловецкому монастырю).
- [15] НЕМЕЦКИЙ ДВОР — Бесспорно, в вольном Новгороде было много буйства,
но иностранцы были надежно защищены от него. На тот же «немецкий двор» новгородцы могли заходить только
днем. Теперь строгий порядок в торговых сделках сменился бесчинствами Захарьиных.
Да и не с кем стало торговать, все партнеры иностранных купцов были казнены, либо высланы из Новгорода.
Так рухнули торговые связи... Иван III из жадности зарезал курицу, несшую золотые яйца...
→ →
- [16] С. М. СОЛОВЬЕВ
(Том 5. Глава 5) —
«По свидетельству Иосафата Барбаро, в Москве при Иване III было такое изобилие в хлебе и мясе, что говядину
продавали не на вес, а по глазомеру. За один марк можно было получить четыре фунта мяса, семьдесят
кур стоили червонец, гусь – не более трех марок, зимой привозили в Москву такое множество быков,
свиней и др. животных, совсем уже ободранных и замороженных, что за один раз можно было
купить до двухсот штук».
(Все это больше смахивает на обыкновенный грабеж новгородских вотчин приспешниками
великого князя — «пир во время чумы»).
- [17] О ТИТУЛЕ "ЦАРЬ" НА РУСИ —
Вассиан приписывает в «Послании на Угру»
Ивану III нежелание «поднимать руку против царя»
(кстати, здесь у Вассиана дословное повторение летописного объяснения отказа Дмитрия Донского
от открытого боя с Тохтамышем ).
«Комплекс царя», психологический барьер, из-за которого было сложно заставить себя вести
активные военные действия против «главного» татарского хана, в течение более чем двух
столетий считавшегося правителем более высокого ранга, чем кто-либо из русских князей,
продолжал существовать [Царь: анализ Горского].
- [18] УГРА — «Глубокая и мутная река
Угра (Ugra) начинается неподалеку от Дорогобужа в лесу и изливается в Оку между Калугой и Воротынском.
Эта река некогда отделяла Литву от Московии» (Сигизмунд фон Герберштейн).
Граница по Угре сохранилась еще в 1494 и 1504 г.
«Со стороны Смоленской или Верхнеднепровской
области границею между московскими и литовскими владениями была сначала Угра,
потом далее, на севере, границ Москвы и Твери с Литвою должно искать
по водоразделу между речными областями Днепра и Волги» (С. Соловьев Том 4. Глава 3).
- [19] БЕГУН — "Князь же великий... пошел к Боровску,
чтобы на Боровских
полях дать татарам сражение, и послушался он злых людей... которые советовали ему бежать,
так как "мы не можем с ними бой принять". И объял князя ужас, и захотел он бежать от берега,
а свою супругу, великую княгиню Римлянку, и казну
с нею послал
на Белоозеро, а мать его великая княгиня не захотела бежать, а пожелала остаться в Москве... И показалось
ему, что разгневался на него бог, и перейдет царь на эту сторону Оки, и Москву возьмет, и
бежать ему
будет надо к морю-окиану!" (Воевать против хана оказалось опаснее, чем «присоединять» Новгород).
Когда 30 сентября великий князь Иван III приехал в Москву, жители встретили его с возмущением,
а владыка Вассиан
назвал великого князя "бегуном".
Для сравнения: "Повесть о стоянии на Угре"
[Московский великокняжеский свод 1479]
- [20] БОЛЬШАЯ ОРДА —
Ахмат вернувшись в степь, распустил войско и вскоре подвергся внезапному
нападению ногайской и сибирской конницы;
6 января 1481 убит в своей кочевой ставке в устье Северского Донца ногайским мурзой Ямгурчи и
тюменским ханом Ибаком
(Орду разграбил, а “ордабазар поведе с собою в Тюмень”).
Потомки Ахмата, «Ахматовы дети» — сыновья Муртоза и Орат Ших-Ахмет.
В 1501—1502 Иван III, занятый войной с Литвой возобновил выплату дани и изъявил готовность
признать своё «холопство».
Одновременно Москва склоняла к нападению на Орду Крым.
В мае 1502 войска
Крымского ханства
и Ногайской Орды
вышли в степи за Перекопом и в июне у устья реки Сулы
наголову разгромили татар Ших-Ахмета.
Большая Орда прекратила свое существование, ее земли
оказались ничейными
, а Крымское ханство не имело столько сил, чтобы подчинить их своему влиянию.
Между Иваном III и Менгли-Гиреем шла оживленная дипломатическая переписка и
обмен посольствами; русские послы по несколько лет жили в Крыму. Дружба крымского
хана была отнюдь не бескорыстной - великий князь выплачивал в Крым поминки,
заменившие ордынскую дань.
«В плену Великом княжестве Литовском проводил последние
годы жизни Ших-Ахмет — последний хан Большой орды.
Опустившийся в затворничестве политический неудачник вспоминал о временах былой
славы и истории возглавлявшегося им паразитического государственного образования»
(Герберштейн. Записки о Московии. Предисловие).
- [21] ИСПОМЕЩЕННЫЕ — Основная часть первых
«испомещенных» помещиков (дворян) —
московские служилые люди, отпрыски старых вотчинных родов, а так же мелкие слуги —
ключники, псари и боевые холопы великих князей московских и лично преданные им.
Которые становятся (на долгие века — до 1917) классовой опорой режиму.
- [22] ФУНДАМЕНТ ИМПЕРИИ — Создание единого государства
послужило в конечном счете одной из главных (главной)
предпосылок для закрепощения крестьянства на Руси — крепостного рабства.
«Экспроприация всех новгородских землевладельцев доказывала, что речь шла не об
объединении Новгорода с Москвой, а о жестоком завоевании ... Насилие над Новгородом
заложило фундамент будущей империи России»
(Скрынников. Третий Рим).
«История создания единого государства — это печальная история того, как московские князья
пили крове братии своей»
(князь А. М. Курбский. Послания к Грозному, 1564
"История о великом князе Московском").
- [23] СУДЕБНИК 1497 Статья 57 О ХРИСТИАНСКОМ ОТКАЗЕ
— «А христианам отказыватися из волости, ис села в село, один срок в году,
за неделю до Юрьева дни осеннего и неделю после Юрьева дни осеннего.
Дворы пожилые платят в полех за двор рубль, а в лесех полтина. А которой христианин
поживет за ким год, да пойдет прочь, и он платит четверть двора, а два года поживет
да поидеть прочь, и он полдвора платит; а три годы поживет, а пойдет прочь, и он платит
три четверти двора; а четыре года поживет, и он весь двор платит».
«Установление размера пожилого в одну четверть двора для крестьян, проживших за
землевладельцами лишь один год, почти исключало возможность выхода для
крестьян новопорядчиков, а обязанность уплаты размера всего пожилого для крестьян,
проживших четыре года, фактически стирала разницу между старожильцем и новопо рядчиком.
Таким образом, ранее свободные разряды сельского населения прикреплялись к земле»
(Комментарий. Библиотека Якова Кротова).
Ссылки
- Вычегодско-Вымская (Мисаило-Евтихиевская) летопись —
"Лета 6979 [1471] возверже гнев князь великий Иван Васильевич на Новугород и присла рать
на новугородские и двинские. Новугородци вышли 70 тысищ супротив князя Ивана. Воевода князь Холмский
побил новугородцев, Новугород взял на щит и волости новугородские поимал за князя великого..."
→
- Карамзин Н.М. —
Совершенное покорение Новагорода. Т 6. Глава 3. 1816
(Библиотека Максима Мошкова)
- Г. В. Вернадский — Россия в средние века. II. Новгород.
2 часть
- Р. Г. Скрынников.Третий Рим — Традиционная оценка сводится к тому, что феодальная война
[на Руси, второй четверти XV в.] закончилась победой “прогрессивных” сил, отстаивавших политическую
централизацию, и поражением сил децентрализационных. Олицетворением первых был Василий II,
вторых — его удельные противники [Дмитрий Шемяка]. В новейших исследованиях старая схема
подверглась пересмотру. В удельных князьях А. А. Зимин увидел “людей будущего”, “романтиков”,
свободолюбивых противников московского деспотизма и татарского ига. В их лице Север,
развивавшийся по “предбуржуазному пути”, вступил в конфликт с Центром, которому уготован был путь крепостничества...
По всей видимости, феодальная война второй четверти XV была обычной княжеской
междоусобицей, ничем не отличавшейся от междоусобиц в любой другой земле.
→
- Соловьев С.М. (1820-1879)
История России с древнейших времен. —
Иоанну III принадлежит почетное место среди собирателей Русской земли, среди образователей
Московского государства... При пользовании своими средствами и своим положением Иоанн
явился истым потомком Всеволода III и Калиты, истым князем Северной Руси: расчетливость,
медленность, осторожность, сильное отвращение от мер решительных, которыми было можно много
выиграть, но и потерять, и при этом стойкость в доведении до конца раз начатого,
хладнокровие - вот отличительные черты деятельности Иоанна III. Благодаря известиям
венецианца Контарини мы можем иметь некоторое понятие и о физических свойствах Иоанна:
он был высокий, худощавый, красивый мужчина; из прозвища Горбатый, которое встречается
в некоторых летописях, должно заключать, что он при высоком росте был сутуловат.
Том 5 Глава I. (1855) Новгород Великий
- В.О. Ключевский. (1841-1911) Курс русской истории. —
В новгородском монастыре на подгородном
урочище Клопске в 40-х годах XV столетия подвизался блаженный Михаил,
известный в наших святцах под именем Клопского. В 1440 г. посетил его местный
архиепископ Евфимий. Блаженный сказал владыке: "А сегодня радость большая в Москве". -
"Какая, отче, радость?" - "У великого князя московского родился сын, которому дали имя Иван;
разрушит он обычаи Новгородской земли и принесет гибель нашему Городу"
"Новгород при лучшем политическом устройстве мог бы вести более упорную
борьбу с Москвой, но исход этой борьбы был бы все тот же: вольный город неминуемо
пал бы под ударами Москвы..."
Лекция XXIII, Лекция XXIV (1904-22)
- Сергей Платонов (1860-1933)
Полный курс лекций по русской истории —
Московский князь становится теперь главой всего православного мира — "царем православия".
Псковский монах ("старец") Филофей первый высказал ясно эту мысль о всемирном значении
Москвы и ее "царства" в послании к великому князю Василию:
"Блюди и внемли, благочестивый царю, яко вся христианская царства снидошася в твое едино,
яко два Рима падоша, а третий (Москва) стоит, а четвертому не быта".
Часть Первая
См. также
- Новгородская первая летопись; Воскресенская летопись; четвертая летопись
[Полное собрание русских летописей]
→
- Пермская епархия сделалась исходным пунктом для распространения московской великокняжеской
власти на Пермь и прилежащие страны и вытеснения отсюда новгородцев.
Стефан Пермский в народной памяти →
- В. Ф. Андреев. Падение республиканского строя
→
- Коллекция старинных карт
→
- Карты Великой и Малой Тартарии, Великой Перми, Кондорры, Обдорры, Московии,
Самоедии и др.
→
- Псковская и Новгородская боярская республика —
реферат
- Новгород — С присоединением в конце XIV в. к Москве поволжских земель
Новгород оказался в трудной ситуации: москвичи могли отрезать подвоз к городу жизненно
необходимого хлеба, которого было недостаточно на севере Руси. —
реферат
- Новгородская республика. XXII-XIV вв — Такой тип организации государственной власти,
как ремесленно-торговая республика, относится к числу недолговечных и неустойчивых конструкций...
По мнению многих историков, представляет собой тупик в историческом плане и не может
рассматриваться как закономерность для всей России. —
дипломная работа Новинского Тимура
- Другая Святая Русь — Светлой памяти Марфы Борецкой посвящается
→
- Русь Древняя и Удельная. Публикации —
полный список
- Республика Северная Русь: Карта — Мы, граждане вольной Новгородской республики,
незаконно аннексированной московскими царями в 1471 – 1479 годах.
→
- Пойдет ли Россия по Новгородскому пути? — Пойдет Пять столетий мы жили тем,
что держали на замке огромную территорию. Стоит ли продолжать этим заниматься, или, все-таки, подумать
о процветании и благополучии людей?
→
- Северная цивилизация. Новый Свет.—
публикации
- Что, в «присоединенных» княжествах своих князей не было, что приходилось в массовом
порядке
раздавать там поместья своим военным приспешникам? Наверное, не было, там же свободные смерды жили...
Вот и начали раздавать земли вместе с проживающими там людьми в качестве рабов, и для своих нужд,
и на продажу в Кафу. Теперь перейду к отличию поместья от вотчины... Поместье – это временная
награда своим «воинам», на «кормление» их до самой смерти. Потом поместье возвращалось к великому князю,
и он мог посылать туда следующего молодого и сильного воина-дружинника.
Суть империи
- В то время, когда Новгородское государство с его республиканским устройством и
слабой централизацией приходило в упадок по причине социальных противоречий,
монархическая Москва собирала под свою руку земли и созидала новое Русское государство:
сильная государственная власть доказала свою целесообразность в России. —
реферат
- Падение Волховской столицы вовсе не было необходимой жертвой, принесенной
во имя блага России.
Таково было мнение многих декабристов. В понимании А. И. Герцена московская централизация
являлась лишь одним, причем не лучшим средством спасения для России:
"Москва спасла Россию, задушив все, что было свободного в русской жизни... "
→
|
|
|
|
М. Лермонтов о Новгороде:
До наших дней при имени свободы
Трепещет ваше сердце и кипит!
Есть бедный град, там видели народы
Все то, к чему теперь ваш дух летит…
Н. Карамзин «О древней и новой России»:
Кто исчислит грядущия лета России? Слышу пророков близкоконечнаго бедствия,
но, благодаря Всевышняго, сердце мое им не верит; вижу опасность, но еще не вижу погибели...
|
|
|
|
^ ВВЕРХ ^ |
|