|
|
– Историческая хроника –
- Кон. 16 - нач 18 вв. – повинность по перевозке грузов и лиц, выполнявших поручения
московского правительства, т. н. «ямская гоньба». В Коми крае ямская гоньба выполнялась
населением Яренского уезда совместно «заодин» с крестьянами Сольвычегодского уезда.
Перевозились грузы и пассажиры, следовавшие по Сибирской дороге из центра в Сибирь и обратно,
от Сольвычегодска до Соликамска и Березова. Ямская гоньба являлась очень тяжелой повинностью и
входила в систему гос. эксплуатации черносошных крестьян.
- 1502 г.
– в Перми Вычегодской был ликвидирован пост князя-наместника, последнего князя Вымского перевели
из Коми края в Пустозерск для управления волостью Печорой.
- 1515 г.
– семейство Строгановых начало солеварение на Вычегде, в Соли Вычегодской.
- 1517 г.
– польский историк Матвей Меховский написал трактат "Об областях Скифии - Пермь, Башкирия, Югра и
Корела, покоренных московским князем", в котором сообщается, что Пермь подвластна московскому князю,
но сохраняет языческую веру, "жители имеют собственные языки и наречия".
- 1520-е гг. – Австрийский посол С. Герберштейн, посетивший Московию в 1520-х годах,
в своих «Записках» написал, что, по слухам, за Уралом, «в устье Оби,
в области Обдоре, на дальнем берегу» стоит большой идол «Золотая баба, т.е. Золотая старуха»,
которая носит в себе сына. «Кроме того, она будто бы поставила некие инструменты,
которые издают постоянный звук наподобие труб».
- 1525 г. – Венецианец Баттиста Аньезе впервые изобразил на карте реки
Печору, Югру (Обь), Сев. Двину, Вычегду, Сухону, города Великий Устьг, Вологду, Пермь Великую.
-
1528 г. – Эрнан Кортес, испанский конкистадор, привез в Испанию из завоеванной им Мексики
каучуковый мяч и нескольких пленных индейцев, которые научили испанцев играть им. С тех пор началось победное
шествие резинового мяча по странам и весям и игр с ним –
футбола и др.
- 1535 г.
– преподобные Логин и Симон (Тентюков) основали Коряжемский Никольский монастырь на Вычегде.
- 1539 г.
– преподобный Симон (Тентюков) основал Спасский Сойгинский монастырь на р. Сойга (приток Вычегды).
- - впервые упоминается о существовании Плесовской волости на нижней Вычегде - самой
западной части Вычегодской земли, выделившейся из ее состава в отдельный
административно-территориальный округ.
1540 –1550
- 1541 г. - придворный аптекарь герцога Баварского Иоганн
Казимир Август Христиан Заугфус написал «Трактат о
пиве», в котором подчеркивал полезность пива и, в частности, советовал женщинам втирать пивную пену
в кожу лицо и груди, чтобы предохранить лицо от морщин, а бюст - от дряблости.
- 1542 г. – новгородец Иван Дмитривич Ластка с
товарищем Власком поселился в устье р. Цильмы,
основав Усть-Цилемскую слободку.
- 1544 г. – "пожаловал князь великий Иван новугородца Ластку да
Власку Печорскими тонями и речками да слободкою на устье на Цильме, а копити тое слободку
на князя великого безпенно и беспошлинно" (т.е. на первое время существования селение
освобождалось от выплаты различных пошлин, а это привлекало сюда переселенцев).
Усть-Цилемская слободка в административном отношении принадлежала к земле Пермь Вычегодская.
- 1546 г.
– в документах впервые упоминается Вычегодский уезд (бывшая земля Пермь Вычегодская), позднее
именовавшийся Вымским уездом, а с начала XVII в. - Яренским уездом.
- - сгорел старинный городок Чернигов, располагавшийся на правом берегу р. Вычегды
в устье р. Черной (выше современного г. Сольвычегодска).
- 1547 г. – Иван IV торжественно провозглашен "царем всея Руси".
- 1547 г.
– Иван Грозный пригласил в Россию двух рудознатцев из Саксонии. Он отправил на Северную Двину Ивана
Федоровича Шишкина, которому велел "здесь людей взята, итти на Цилму руды копати". И. Ф. Шишкин "руду
копал", но она "не добра бысть".
- 1549 г.
– Стефан Пермский причислен к лику святых (память - 26 апреля старого стиля) на соборе в Москве.
Золотая баба
- ЗОЛОТАЯ БАБА, легендарный идол, предмет поклонения населения северо-востока Европы
и северо-запада Сибири. О поклонении древнекоми населения золотая баба упоминается в русских
летописях в связи с сообщением о смерти Стефана Пермского (1396).
Более подробные известия о золотой бабе появляются в книгах западно-европейских
путешественников и писателей 16 в. о Русском государстве. Сведения эти достаточно
противоречивы. В «Сочинении о двух Сарматиях» (1517) М. Меховский помещает идола за
Вяткою «при проникновении в Скифию».
У последующих авторов (С. Герберштейн, 1549; А. Гваньини, 1578; Д. Флетчер, 1591)
золотая баба находится уже вблизи устья Оби. В описаниях говорится о статуе в виде старухи,
в утробе которой находится сын и виден еще 1 ребенок —внук (С. Герберштейн);
об истукане в виде старой женщины с ребенком на руках, а рядом еще ребенок — внук
(А. Гваньини) ; о скале, имеющей вид женщины в лохмотьях с ребенком на руках (Д. Флетчер).
Изображение статуи женщины с дитем на руках и подписью «Золотая баба» имеется на
некоторых западно-европейских картах России 16 в. в нижнем течении Оби.
В работах русских ученых 18 века (Г. Ф. Миллер, И.И. Лепехин) появляется сообщение о том,
что золотая баба — древнекоми божество, статуя которого была увезена на Обь не желающими
креститься коми язычниками. Но упоминаний об этом факте и о самом существовании некогда
у коми женского божества в фольклоре народа коми нигде не зафиксировано. Коми термин Зарни ань
(Золотая женщина) в фольклоре также отсутствует, хотя нередко приводится в научных
работах как название верховного женского божества, символа плодородия и благополучия.
Косвенные свидетельства о наличии такого божества у древнекоми населения прослеживаются
в устном народном творчестве достаточно четко (энциклопедия Республ. Коми, т. 1).
|
|
|
|
|
|
|
|
^ ВВЕРХ ^ |
|