|
|
– Историческая хроника –
-
Между 870 и 890 — викинги открывают устье Северной Двины
(Биармию).
В эти же годы викинги открывают Америку. В 975 Эйрик Рауди (Эйрик Рыжий) открыл крупнейший остров
— Гренландию (кстати, климат в Гренландии
в то время был значительно теплее). Бьярни Херюльфссон, норвежский мореплаватель, согласно преданию,
впервые достиг побережья материка Северной Америки в 986 году.
Сын Рауди, Лейф Эрикссон, около 1000 г. с командой из 35 человек поплыл на запад на корабле,
купленном у Бьярни. Ими были открыты североамериканские земли — Хеллуланд, страна валунов (Баффинова Земля),
Маркланд, лесная страна (полуостров Лабрадор) и Винланд, винная страна (Ньюфаундленд).
- в 921-922 гг. — Ахмед Ибн Фадлан секретарь Багдадского халифа, побывавший в
Волжской Болгарии привез
оттуда на Ближний Восток рассказ о богатой соболями и черно-бурыми лисами стране Вису.
По мнению некоторых
ученых это земля Северного Приуралья, в частности, и территория Коми.
- XI в — в «Повести временных лет» упоминается «Пермь» и «Печора», дающие дань Руси:
«А иные народы, дающие дань Руси — чудь, весь, меря, мурома, черемисы, мордва, пермь, печера, ямь, литва, зимигола,
корсь, нарова, ливы — свой язык имеющие, от колена Афетова (т.е. от Ноя), и живущие в странах северных».
- 988 г. — Крещение Руси
- 1045 г. — в феврале в Новгороде начинает строиться Софийский собор - один из самых древних
и знаменитых соборов.
- 1096 г. — новгородец Гюрята (Георгий) Рогович отправил в поход дружину за данью на
Печору где жили «люди иже суть дань дающие Новогороду» и в Югру.
- 1178 г. — Великий князь Владимиро-Суздальский Всеволод Большое Гнездо основал
крепость Гледен (Устюг), пограничный с пермскими землями русский город.
- В 1187 г. — отряд новгородцев, отправившийся за данью на Печору и Югру, был истреблен
в "Печоре и Заволочье" и "пали головы у ста доброименитых".
- 1213 — первые сообщения в летописях о месторождениях серебряных и
медных руд на реке Цильме.
- 1223 г. — Битва на Калке
- 1313 г. — в Европе появилось огнестрельное пороховое оружие. Его изобрел
монах Бертольд Шварц. Во Фрейбурге-в-Брейсгау ему воздвигнут памятник.
- 1323-1324 — конфликт Великого Новгорода и Устюга за сбор дани в Перми.
Новгородский отряд через територию Коми прошел в Югру, на обратном пути
был ограблен и уничтожен устюжанами. Новгородцы разорили Устюг.
- 1329 г.
— на территории Коми края погибла новгородская торговая экспедиция, шедшая в Югру.
-
Около 1365 г.
— юный Стефан (уроженец Устюга) принял монашеский постриг в монастыре Св. Григория Богослова в
Ростове, где он около десяти лет изучал "книжную премудрость".
- 1372 г.
— в ростовском Григорио-Богословском монастыре Стефан создал пермскую письменность.
Его азбука состояла из
24 букв. В качестве образца
Стефан использовал буквы греческого и славянского алфавитов, а также древнекоми письменность «пасы» (знаки,
изображавшиеся на различных предметах).
- 1363/64 г.
— внук Ивана Калиты Дмитрий Иванович (будущий Дмитрий Донской) образовал зависимое от Москвы Устюжское удельное княжество, включавшее и "места пермские устюжские".
- 1379 г. — началась миссионерская деятельность
Стефана Пермского в Коми крае. Вначале Стефан крестил пермян на нижней Вычегде и Пыросе (в районе современного г. Котласа), построил там
небольшую церковь, а затем направился вверх по Вычегде. Побывал у коми, живших на р.Вилядь, крестил их.
1380–1400
-
8 сентября 1380г.
— под руководством Дмитрия Донского русское войско совместно с литовскими силами
встретило бой против темника Мамая.
Куликовская битва не покончила с монголо-татарским игом (спустя 2 года в отсутствие князя
Дмитрия хан Тохтамыш успешно сжег Москву), но сделала его во многом номинальным.
- 1380 г.
— Стефан Пермский основал Усть-Вымь, которая стала центром христианизации Коми края.
Там был построен молитвенный дом — первая церковь в Вычегодском крае.
- 1382 — Поход Орды на Русь. Хан Тохтамыш ограбил и сжёг 11 городов на Руси (Москву, Коломну и др.)
- 1384 г.
— впервые упоминается в документах
селение Вотча,
центр христианизации сысольских коми.
В Коми крае построены первые монастыри, основанные Стефаном (в Усть-Выми, Вотче, Яренске, Ульянове).
Часть вычегодских коми, не пожелавших принимать православие,
переселилась на Удору и Пинегу: "А непохотел кто к святей вере быти, отиде теи на Удору и на Пенегу
(Пинегу) с жоны и детьми свои".
- 1386 г.
— новгородцы захватили вычегодские волости, но войска московского князя Дмитрия Донского изгнали их. Стефан Пермский побывал в Новгороде для улаживания конфликта,
связанного с претензиями Новгорода на дань с пермских земель.
- 1389 г. — язычники-коми с Удоры и Пинеги напали на Яренский городок,
разорили там Богородицкий монастырь.
- 1396 г.
— в Москве скончался Стефан Пермский, которого похоронили в церкви Спаса на Бору в московском Кремле.
- 12 августа 1399 г. — битва на реке Ворскле.
Войска Золотой Орды хана Тимура Кутлука и Едигея
нанесли сокрушительное поражение объединённым войском Великого княжества Литовского под
командованием Витовта. В союзе с ним были русские, немецкие, молдавские и татарские войска —
Тохтамыш с несколькими тысяч татар, господарь молдавский Стефан I Мушат, Андрей Ольгердович Полоцкий, Дмитрий Ольгердович Брянский,
Дмитрий Михайлович Боброк-Волынский, Иван Борисович Киевский,
Глеб Святославич Смоленский и др.
Вымская культура 11-14 вв.
- ВЫМСКАЯ КУЛЬТУРА, культура предков коми-зырян (11-14 вв.). Выделена Э. А. Савельевой
в 60-е гг. Название происходит от реки Вымь (прав. приток Вычегды), в долине которой
расположено большинство памятников. Памятники известны также на Вычегде, Сысоле, Вашке.
Они представлены грунтовыми могильниками и селищами.
Для погребального обряда характерна
биообрядность (кремация и ингумация) при преобладании кремации. Погребения совершались в
грунтовых ямах дл. 200-240 см, шир. 80-140 см, глуб. 40-65 см.
Сохранились внутримогильные конструкции 2 типов: деревянные одновенечные срубы и берестяные
камеры. Наиболее распространенным типом являлись берестяные камеры. Большинство погребений
сопровождается вещевым инвентарем: украшениями, орудиями труда, предметами быта и оружием.
Промысловое оружие представлено наконечниками копий, сулиц, стрел; боевое — гранеными
наконечниками стрел и копий, топорами. Среди орудий труда — деревообрабатывающий инструмент
(топоры, тесла, ложкарники, кочедыки, сверла, стамески, скобели, ножи), универсальный и
производств, инвентарь (ножи столовые, хозяйств, универсальные, рабочие, малые, сапожные;
шилья, ножницы), железообрабатывающий инструмент (клещи, молотки кузнечные, гвоздильни).
Предметы быта представлены кресалами, замками, ключами, глиняной и металлическими посудой.
Наиб. многочисленны наконечники стрел, среди которых преобладают промысловые.
Вымская керамика — лепная с округлым или уплощенным дном чашевидной, горшковидной, баночной и
котловидной форм, орнаментированная преим. отпечатками зубчатого, кружкового штампов.
Встречаются рельефные налепные валики. Орнамент располагается в верх. части сосудов.
Среди украшений многочисленны бубенчики, пронизки, шумящие подвески. К головным украшениям
относятся височные кольца и серьги, накосники, налобники. Многочисленны перстни,
браслеты — единичны. Встречаются богатые поясные наборы с металлич. пряжками и накладками.
Распространенной категорией украшений являются бусы.
Население занималось охотой, рыбной ловлей, земледелием, животноводством. Были развиты
кузнечное ремесло, бронзолитейное, столярное, кожевенное, косторезное, ткацкое, а также
керамическое производства. Ведущую роль играли промыслы. Важное место занимала торговля.
На памятниках. встречаются привозные изделия, в т. ч. монеты (западноевропейские и
саманидские), ювелирные украшения из бронзы, серебра, бусы из цветного стекла, драгоценных
и полудрагоценных камней, детали весов, бытовые предметы (замки, ключи, посуда),
указывающие на торговые связи с Волжской Болгарией, Прикамьем,
Севоро-западной и Северо-восточной Русью.
Основным предметом экспорта и эквивалентом обмена являлись меха. Торговля являлась важным
стимулом для развития пушного промысла, дававшего основной избыточный продукт.
Социальная дифференциация общества прослеживается в погребальном обряде (социальная
локализация погребений), наборе вещевого инвентаря. Погребения с украшениями из драгоценных
металлов, боевым и промысловым оружием, топорами принадлежали социальной верхушке общества.
Вымская культура сформировалась на основе вычегодского варианта ванвиздинской культуры
при участии прибалтийских финнов и славян (энциклопедия Республики Коми, т. 1).
Легендарный народ Чудь
- Могильники Перми Вычегодской получили известность среди коми народа как захоронения
«чуди» - легендарного народа, жившего в крае до прихода Стефана Пермского. «Чудь»
не захотела принять христианство и заживо погребла себя под землей. Легенды о гибели
«чуди» распространены как в Коми крае, так и на Урале и даже на Алтае (основоположник
коми литературы Иван Куратов был вообще убежден, что коми народ жил прежде где-то у Китая).
Это еще раз говорит о том, что под «чудью» понимались прежде всего дохристианские
племена, возможно, не принявшие христианства и на самом деле устроившие массовое
самоубийство.
Литература и сайты «Интернета» содержат массы материалов о чуди:
«Н.К. Рерих в книге «Сердце Азии» рассказывает о легенде, распространенной на Алтае.
Легенда повествует, что жил некогда в хвойных лесах Алтая народ с темным цветом кожи.
Чудью назывался. Высокий, статный, знающий тайную науку земли. Но вот стала в тех
местах расти белая береза, что означало по древнему предсказанию скорый приход сюда
белого народа и их царя, который установит свой порядок. Люди выкопали ямы, поставили
стойки, навалили сверху камни. Зашли в укрытия, вырвали стойки и камнями засыпались.
Этот совершенно непонятный этнографический инцидент добровольного уничтожения одного
народа перед приходом другого несколько проясняется другим вариантом легенды, приводимой
в той же книге. Чудь не закопалась, но ушла тайными подземельями в неведомую страну
«только не навсегда ушла Чудь, когда вернется счастливое время и придут люди из Беловодья
и дадут всему народу великую науку, тогда придет Чудь со всеми добытыми сокровищами».
Очень широко распространены подобные легенды и на Урале, который является как бы
связующим звеном между северо-западной частью нашей страны и Алтаем, где также бытовали
предания о Чуди. Можно заметить, что легенды, связанные с чудскими местами — курганами
и городищами, подземными пещерами и ходами - возникнув на северо-западе Руси,
продвигались затем вслед за русскими переселенцами сначала на Урал, а затем и на Алтай.
Эта полоса пересекает Урал, главным образом через Пермскую, Свердловскую, Челябинскую
и Курганскую области. В разных вариациях легенда о чуди на Урале рассказывает, что
жил здесь какой-то темнокожий народ, знакомый с «тайной силой». Но вот стала в здешних
местах расти белая береза, тогда вырыла Чудь пещеры, крышу утвердила на столбах,
насыпала сверху земли и камней. Собралась вся в этих жилищах с имуществом и, подрубив
столбы, заживо погребла себя под землей.
Ыбская деревня Каргорт (что в дословном переводе означает «город-поселение» или
«город-могила») основана как раз вблизи легендарного «чудьского» массового захоронения.
Я помню, как рассказывали, что в Каргорте есть такие полости под землей, кинешь туда
камень и услышишь, как он падает на какое-то дно. Ыбские легенды утверждают, что
нередко из-под земли доносятся стоны и крики, а в полночь на дороге вблизи Кармылька
глохнут моторы редких машин
(М. Таскаев «Ибъяс вылын – Ыб»).
|
|
|
|
|
|
|
|
^ ВВЕРХ ^ |
|