История Коми России. Природа Коми
сайт Леонида Томова
Природа
История Коми

Печора

Страницы
Истории
ПОИСК: 
Главная страница Главная страница
История Коми - История России История Коми – России
Природа Коми Природа Коми
Печора
История города
ГРЭС. РЛС. П.ж.д.
Памятники. Культура
Природа Печоры
Топографические карты Коми Топографические карты Коми
Новые законы 2016 года Новые законы 2016 года
Индексация пенсий 2016 Индексация пенсий 2016
История создания интернета История создания интернета
Телевизоры LED и LCD Телевизоры LED и LCD
Семь чудес Коми Семь чудес Коми
Столбы выветривания Столбы выветривания
Озера и горы Северного Урала Озера и горы Северного Урала
Русь 13 век Русь 13 век

Интерактивная карта

Великий Новгород. Падение Республики Великий Новгород. Падение Республики
Чрезкаменный путь Чрезкаменный путь
Северный фронт. 1919 Северный фронт. 1919
Грузоперевозки и дороги Коми Дороги. Перевозки Коми
Партнеры сайта tomovl.ru Избранные ссылки
Добавить в избранное
Сделать дом. страничкой
Обратная связь:
mailto: tomovl@mail.ru
Translate.Ru PROMT©
История   города
Печорский горсовет. Краткая справка
  • герб города Печора ПЕЧОРА, город (с 1949) респ. подчинения, адм. центр Печорского горсовета. Расположен в сев.-вост. части респ. на правом, берегу реки Печора в районе ее пересечения с Северной ж.- д., в 588 км от города Сыктывкара.
    Численность населения на 1 января 2005 составляет 47,7 тыс. чел.
    В городе проживают представители более 70 наций и народностей, в т.ч. русские - 69,9%, коми - 11,9%, украинцы - 9,0%, белорусы - 2,5%,
    Возникновение насел. пункта связано со строительством в 1937-42 гг. Северо-Печорской железной дороги. В 1940 по решению ЦК ВКП(б) и СНК СССР была создана транспортно-строительная организация "Печоржелдорстрой" НКВД-МВД СССР. "Печоржелдорстрой" осуществлял строительство железной дороги на участке Кожва-Воркута.
    С 1946 в городе располагается Печорское речное пароходство - крупнейшая транспортная организация в бассейне реки Печоры.
    ПЕЧОРА - крупный энергетический узел Республики Коми. С 1979 действует Печорская ГРЭС.

    Печора: город и река. Печорский речной порт

Возникновение поселка Печора
  • В 1903 г. исследователь Севера В. А. Русанов, побывав на этом месте, где сейчас находится город, записал в дневнике: "Придет ли время, когда на том берегу Печоры будет построен город, а здесь разбит прекрасный парк, и этим изумительным зрелищем природы будет наслаждаться рабочий люд?"
    Это время пришло.

  • В 1930-х гг. левобережную курью напротив Канин-Носа и Канинскую протоку использовали для зимней стоянки речных судов.
    В 1937 г. было принято решение о строительстве Северо-Печорской ж.-д. до Воркуты. Магистраль должна была пересечь реку Печору по мосту в районе нынешнего города.
    На расстоянии 4-5 км от проектировавшегося моста на правом берегу реки должна была появиться ж.-д. станция Печора.

  • На рубеже 30-40-х гг. началось строительство, которое велось силами заключенных. Их руками на правобережье были поставлены лагерные бараки, положившие начало поселку.
    Зимой 1940-1941 гг. был построен временный ж.-д. мост, велись работы в районе современного депо и вокзала станции Печора.
  • В марте 1941 г. началось стр-во Печорского лесокомбината, а в конце 1941 г. это предприятие дало первую продукцию, необходимую для строительства железной дороги - шпалы, щиты и др. Возле комбината строился поселок - жилые дома, клуб, детский сад.
    В 1941 г. открылся фельдшерский медпункт.
    Для ремонта строительной техники появилась центральная ремонтно-механическая мастерская, построили паровозное депо.

  • Первая улица поселка наметилась в 1942 г. (сейчас - ул. Железнодорожная). В 1943 г. построили школу и 4 жилых дома (совр. ул. Ленина).
    24 дек. 1942 г. ж.-д. станцию Печора переименовали в рабочий поселок Печора.
  • На другой стороне реки возник пос. речников Канин-Нос. 30 июля 1940 г. сюда приехал Н.А.Богатырев, назначенный начальником пристани Канин-Нос, которую еще предстояло построить. Поначалу жили на барже. К зиме появилось несколько землянок. Первый деревянный дом поставили у речки Мазиловки. До февр. 1941 г. в качестве общежития использовался пароход "Неман".

  • Газета "Речник Печоры" в новогоднем номере 1941 г. писала: "Канин-Нос - это пустое место. Но пройдут какие-нибудь 2-3 года, и это пустое место станет неузнаваемым... Вокруг речного порта... вырастет современный благоустроенный город".
  • В марте 1941 г. началось строительство трех двухквартирных домов и барака.
    11 марта 1941 г. был образован Кожвинский район с центром в с. Усть-Кожва, в сер. 1941 г. центр перевели в поселок Канин-Нос.

  • Осенью 1942 г. здесь имелись Дом Советов (где позднее размещалась милиция), больница, гостиница, школа, столовая-клуб, контора связи, несколько деревянных двухэтажных домов, размещавшиеся на улицах, получивших позднее названия Ленинградская, II Октябрьская, Русанова, Куратова.
  • В конце 1942 г. закончилось строительство ж.-д. моста через Печору. При строительстве были использованы материалы, привезенные Из Москвы. Они первоначально предназначались для начавшегося в 1930-х гг. строительства Дворца Советов в Москве. Стройка не была завершена, а часть материалов с нее поступила в Коми. Станция Печора в 1942 году
Июнь 1943
  • Печорский район — единственный район в Коми АССР, где во время Великой Отечественной войны проводились активные военные действия.
    Для взрыва железнодорожного моста через Печору (который построен в конце 1942), а также для поднятия восстания на зонах ГУЛАГа, 6 июня 1943 в район поселка Кожва была сброшена немецкая диверсионная группа в количестве 12 человек из завербованных военнопленных — местных жителей. Возглавляла десант группа немецких офицеров.

  • Разрабатывая операцию, в штабе Абвера не учли "российской патриотической компоненты". Не только участники десанта из местных жителей, но и большинство других завербованных военнопленных воспользовались вражеской заброской в глубокий тыл СССР для возвращения на родину.
    Двое диверсантов сдались в плен в тот же день, двое были убиты, остальные сдались частям НКВД 8 июня.

  • Интересен и такой факт. На уничтожение остатков десанта были брошены стрелки ВОХР кожвинской зоны. Заключенные, знавшие, куда ушли их караульные, не только не подняли мятежа, но и не допустили на зоне внутренних беспорядков.
Город Печора
  • С переводом во II половине 1940-х гг. управления "Печорстрой" из Абези в поселок Печору и управления Печорского речного пароходства и водздравотдела из Усть-Усы в поселок Канин (в 1946 г.) ускорилось развитие обоих поселков.
    В 1948 г. открылась больница на 50 коек (расширена до 150 коек в 1967 г.).

  • 18 января 1949 г. поселки были объединены в город Печора. До 27 апреля 1959 г. он был центром Кожвинского района, переименованного затем в Печорский р-н; тогда же в состав Печорского р-на включили территорию упраздненного Усть-Усинского р-на.

  • В 1954 г. сюда из Щельяюра перевели речной техникум (в 1962 г. реорганизован в речное училище), в 1956 г. построили кинотеатр. В 1958 г. открылась макаронная ф-ка, в 1959 г. - мебельная ф-ка, в 1961 г. - школа-интернат № 1.

  • В 1-й половине 1960-х гг. были построены хлебозавод, асфальто-бетонный завод, завод железобетонных изделий.
    В 1964 г. сдан в эксплуатацию мясокомбинат и второй кинотеатр "Космос". В том же году началось строительство стадиона.
    В августе 1966 г. в депо Печоры получен первый тепловоз.
    В навигацию 1967 г. на Печоре появились первые суда на подводных крыльях ("Ракеты").

  • До 1970-х гг. город испытывал трудности с электроэнергией. В 1971 г. в Печору прибыла из Тюмени плавучая электростанция, в 1974 г. вступила в строй линия электропередачи Ухта-Печора-Усинск.

  • В конце 60-х — начале 70-х гг. речной причал Канин Нос был подвергнут технической реконструкции и стал основой для строительства двух очередей Печорского речного порта, последовательно введенных в эксплуатацию в 1974 и 1978 гг. С этого времени Печорский речной порт стал одним из крупнейших на Европейском Северо-востоке России.

  • 10 июля 1971 г. проведен подземный ядерный взрыв мощностью до 20 килотонн в 130 км от г. Печоры и 30 км от ст. Лемью.

  • 11 августа 1984 г. проведен подземный ядерный взрыв мощностью до 4 килотонн в 80 км от г. Печоры.
СПРАВКА
    РУСАНОВ ВЛАДИМИР АЛЕКСАНДРОВИЧ (3.11.1875 — 1913, Карское море) — русский арктический исследователь. В 1897 за участие в революционном движении был сослан на 2 года в Усть-Сысольск. В 1903 эмигрировал во Францию, где окончил Сорбоннский университет (1907). В 1908-1911 был участником и руководителем научных экспедиций на Новую Землю. В 1912 — возглавил экспедицию на боте «Геркулес» по обследованию угленосных районов Шпицбергена; затем отправился в плавание вокруг мыса Желания на Востоке и пропал без вести со всем экипажем рядом с полуостровом Михайлова.
    Именем Русанова названы бухта и полуостров на Новой Земле, ледник на Северной Земле, гора в Антарктиде.

Топографические карты

nasa карты дороги история природа чудес
о монете каталог ценник валюты

^ ВВЕРХ ^


  Copyright © 2002-2013, Леонид Томов
Rambler's Top100 ?aeoeia ?ano?nia O?aeWeb mailto: tomovl@mail.ru