ПЕЧОРА, город (с 1949) респ. подчинения, адм. центр Печорского горсовета.
Расположен в сев.-вост. части респ. на правом,
берегу реки Печора в районе ее пересечения с Северной ж.- д.,
в 588 км от города Сыктывкара.
Численность населения на 1 января 2005 составляет 47,7 тыс. чел.
В городе проживают представители более 70 наций и народностей,
в т.ч. русские - 69,9%, коми - 11,9%, украинцы - 9,0%, белорусы - 2,5%,
Возникновение насел. пункта связано со строительством в 1937-42 гг.
Северо-Печорской железной дороги.
В 1940 по решению ЦК ВКП(б) и СНК СССР была создана
транспортно-строительная организация "Печоржелдорстрой" НКВД-МВД СССР.
"Печоржелдорстрой" осуществлял строительство железной дороги на участке
Кожва-Воркута.
С 1946 в городе располагается Печорское речное пароходство -
крупнейшая транспортная организация в бассейне реки Печоры.
ПЕЧОРА - крупный энергетический узел Республики Коми.
С 1979 действует Печорская ГРЭС.
Возникновение поселка Печора
В 1903 г. исследователь Севера В. А. Русанов,
побывав на этом месте,
где сейчас находится город, записал в дневнике:
"Придет ли время, когда на том берегу Печоры будет построен город,
а здесь разбит прекрасный парк, и этим изумительным зрелищем природы
будет наслаждаться рабочий люд?" Это время пришло.
В 1930-х гг. левобережную курью напротив Канин-Носа
и Канинскую протоку использовали для зимней стоянки речных судов.
В 1937 г. было принято решение о строительстве Северо-Печорской
ж.-д. до Воркуты. Магистраль должна была пересечь
реку Печору по мосту в районе нынешнего города.
На расстоянии 4-5 км от проектировавшегося моста на правом берегу реки
должна была появиться ж.-д. станция Печора.
На рубеже 30-40-х гг. началось строительство, которое велось силами заключенных.
Их руками на правобережье были поставлены лагерные бараки, положившие
начало поселку.
Зимой 1940-1941 гг. был построен временный ж.-д. мост, велись работы
в районе современного депо и вокзала станции Печора.
В марте 1941 г. началось стр-во Печорского лесокомбината,
а в конце 1941 г. это предприятие дало первую продукцию,
необходимую для строительства железной дороги - шпалы, щиты и др.
Возле комбината строился поселок - жилые дома, клуб, детский сад.
В 1941 г. открылся фельдшерский медпункт.
Для ремонта строительной техники появилась центральная
ремонтно-механическая мастерская, построили паровозное депо.
Первая улица поселка наметилась в 1942 г. (сейчас - ул. Железнодорожная).
В 1943 г. построили школу и 4 жилых дома (совр. ул. Ленина).
24 дек. 1942 г. ж.-д. станцию Печора переименовали в рабочий поселок Печора.
На другой стороне реки возник пос. речников Канин-Нос.
30 июля 1940 г. сюда приехал Н.А.Богатырев, назначенный начальником
пристани Канин-Нос, которую еще предстояло построить.
Поначалу жили на барже. К зиме появилось несколько землянок.
Первый деревянный дом поставили у речки Мазиловки.
До февр. 1941 г. в качестве общежития использовался пароход "Неман".
Газета "Речник Печоры" в новогоднем номере 1941 г. писала:
"Канин-Нос - это пустое место. Но пройдут какие-нибудь 2-3 года,
и это пустое место станет неузнаваемым... Вокруг речного порта...
вырастет современный благоустроенный город".
В марте 1941 г. началось строительство трех двухквартирных домов и барака.
11 марта 1941 г. был образован Кожвинский район с центром в с. Усть-Кожва,
в сер. 1941 г. центр перевели в поселок Канин-Нос.
Осенью 1942 г. здесь имелись Дом Советов (где позднее размещалась милиция),
больница, гостиница, школа, столовая-клуб, контора связи, несколько
деревянных двухэтажных домов, размещавшиеся на улицах, получивших
позднее названия Ленинградская, II Октябрьская, Русанова, Куратова.
В конце 1942 г. закончилось строительство ж.-д. моста через Печору.
При строительстве были использованы материалы, привезенные Из Москвы.
Они первоначально предназначались для начавшегося в 1930-х гг.
строительства Дворца Советов в Москве. Стройка не была завершена,
а часть материалов с нее поступила в Коми.
Июнь 1943
Печорский район — единственный район в Коми АССР, где во время Великой
Отечественной войны проводились активные военные действия.
Для взрыва железнодорожного моста через Печору (который построен в конце 1942),
а также для поднятия
восстания на зонах ГУЛАГа,
6 июня 1943 в район поселка Кожва была сброшена немецкая
диверсионная группа в количестве 12 человек из завербованных
военнопленных — местных жителей. Возглавляла десант группа немецких офицеров.
Разрабатывая операцию, в штабе Абвера не учли "российской патриотической
компоненты". Не только участники десанта из местных жителей,
но и большинство других завербованных военнопленных воспользовались
вражеской заброской в глубокий тыл СССР для возвращения на родину.
Двое диверсантов сдались в плен в тот же день, двое были убиты,
остальные сдались частям НКВД 8 июня.
Интересен и такой факт. На уничтожение остатков десанта
были брошены стрелки ВОХР кожвинской зоны. Заключенные, знавшие,
куда ушли их караульные, не только не подняли мятежа, но и не допустили
на зоне внутренних беспорядков.
Город Печора
С переводом во II половине 1940-х гг. управления "Печорстрой" из Абези
в поселок Печору и управления Печорского речного пароходства и водздравотдела
из Усть-Усы в поселок Канин (в 1946 г.) ускорилось развитие обоих поселков.
В 1948 г. открылась больница на 50 коек (расширена до 150 коек в 1967 г.).
18 января 1949 г. поселки были объединены в город Печора.
До 27 апреля 1959 г. он был центром Кожвинского района, переименованного
затем в Печорский р-н; тогда же в состав Печорского р-на включили
территорию упраздненного Усть-Усинского р-на.
В 1954 г. сюда из Щельяюра перевели речной техникум
(в 1962 г. реорганизован в речное училище), в 1956 г. построили кинотеатр.
В 1958 г. открылась макаронная ф-ка, в 1959 г. - мебельная ф-ка,
в 1961 г. - школа-интернат № 1.
В 1-й половине 1960-х гг. были построены хлебозавод, асфальто-бетонный завод,
завод железобетонных изделий.
В 1964 г. сдан в эксплуатацию мясокомбинат и второй кинотеатр "Космос".
В том же году началось строительство стадиона.
В августе 1966 г. в депо Печоры получен первый тепловоз.
В навигацию 1967 г. на Печоре появились первые суда на подводных
крыльях ("Ракеты").
До 1970-х гг. город испытывал трудности с электроэнергией.
В 1971 г. в Печору прибыла из Тюмени плавучая электростанция,
в 1974 г. вступила в строй линия электропередачи Ухта-Печора-Усинск.
В конце 60-х — начале 70-х гг. речной причал Канин Нос был подвергнут
технической реконструкции и стал основой для строительства двух очередей
Печорского речного порта, последовательно введенных в эксплуатацию в 1974 и 1978 гг.
С этого времени Печорский речной порт стал одним из крупнейших
на Европейском Северо-востоке России.
10 июля 1971 г. проведен подземный ядерный взрыв мощностью
до 20 килотонн в 130 км от г. Печоры и 30 км от ст. Лемью.
11 августа 1984 г. проведен подземный ядерный взрыв мощностью
до 4 килотонн в 80 км от г. Печоры.
СПРАВКА
РУСАНОВ ВЛАДИМИР АЛЕКСАНДРОВИЧ (3.11.1875 — 1913, Карское море) —
русский арктический исследователь. В 1897 за участие в революционном движении
был сослан на 2 года в Усть-Сысольск. В 1903 эмигрировал во Францию,
где окончил Сорбоннский университет (1907).
В 1908-1911 был участником
и руководителем научных экспедиций на Новую Землю.
В 1912 — возглавил экспедицию
на боте «Геркулес» по обследованию угленосных
районов Шпицбергена;
затем отправился в плавание вокруг мыса Желания на Востоке и пропал без вести
со всем экипажем рядом с полуостровом Михайлова.
Именем Русанова названы
бухта и полуостров на Новой Земле, ледник на Северной Земле, гора в Антарктиде.
ГРЭС. РЛС. П.ж.д. Памятники. Культура
Печорская ГРЭС
Технический проект на строительство
Печорской ГРЭС разработан
Рижским отделением института «Теплоэлектропроект».
Строительство ГРЭС начато в январе 1974 года.
В работе находятся 5 энергоблоков по 200-215 МВт.
Установленная мощность Печорской ГРЭС в настоящее время более 1 млн. кВт.
Первый блок введен в эксплуатацию 05.02.79 г.,
Пятый блок - в 26.06.91 г.
Срок ввода шестого блока не установлен.
Основным видом топлива является смесь попутного и природного газа.
Попутный нефтяной газ поставляется с нефтепромыслов Кыртаельского
месторождения. Природный газ — с Западно-Соплесского месторождения.
Резервное топливо — мазут марки М-100.
Циркводоснабжение Печорской ГРЭС осуществляется по замкнутому циклу
через водохранилище. Для водохранилища выбрано естественное
углубление на рельефе местности, которое было заполнено водой с реки Печора.
Подпитка водохранилища осуществляется насосной станцией с реки.
На сбросном канале может разводиться рыба.
Печорская радиолокационная станция
На территории города функционирует
Печорская радиолокационная станция
(РЛС), являющаяся одним из важнейших элементов российской системы предупреждения
о ракетном нападении, отметившая в 2006 году своё 20-летие (строительство приемной станции
узла «Печора» проводилось с 1978 по 1984 г. (в 1982 началось строительство еще одной станции
РЛС «Дарьял» близ города Габалы в Азербайджане, завершившееся в 1985)
Расположеная в Печоре РЛС типа «Дарьял» (18-ти этажное здание,
«Вавилонская башня», «Печорский небоскреб») является
одним из ключевых элементов российской системы предупреждения
о ракетном нападении со способностью обнаружения целей с футбольный мяч (0.1 м) на растоянии
до 6 тысяч км. Охватывает большую часть северного побережья России.
После распада СССР, Россия потеряла почти все свои станции РЛС:
«Дарьял-УМ»
в Латвии (в замаскированном во времена СССР городе Скрунда)
была взорвана 5 мая 1995 г. с помощью США (фирма Control Demolition Incorporated);
По требованию Украины прекратили строительство РЛС
"Дарьял" в Мукачево;
«Дарьял-У—улучшенный»
(«двойку») в Казахстане, г. Приозёрск, сожгли 17 сентября 2004 (говорят казахи);
а станции в Мишелевке и Енисейске не были закончены по финансовым причинам и
по договору ОСВ-2.
Станция «Печора» из всей системы
«Дарьял» — одна из 2-х работающих (другая в Азербайджане). В 1999 возобновила работу РЛС типа
«Волга» в Барановичи (Белоруссия);
продолжает эксплуатироватся комплекс
«Днепр»-«Даугава» в Мурманске
и многофункциональная РЛС «Дон-2Н» в подмосковье (пос. Фрязино).
Сияет небо над Печорой в лучах локатора «Дарьял».
РЛС «Дарьял» в Печоре. Видео. Противоракетный щит России.
Печорская железная дорога
ПЕЧОРСКАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА, магистраль, связывающая Печорский угольный бассейн
с Центром и Северо-Западом страны.
В постоянную эксплуатацию были приняты:
участок Котлас-Печора в августе 1942,
участок Печора-Воркута в июле 1950.
П. ж. д. проходит через всю территорию Коми с Ю.-З. на С.-В.
Строительствово было начато 28 октября 1937 с вводом в эксплуатацию в 1945.
Строительствово велось через населенные пункты Коноша, Котлас, Княжпогост,
Ухта, Кожва, Абезь, Воркута.
Первые километры дороги были проложены в 1938.
Первый поезд на ст. Кожва прибыл 25 декабря 1940.
Началось сквозное движение поездов на участке Котлас-Кожва (728 км).
Магистраль возводили управление «Севжелдорстрой» на протяжении 730 км
от Котласа до Кожвы (с 1938) и управление «Печжелдорстрой» (Печорстрой) —
461 км от Кожвы до Воркуты (с авг. 1940).
Общая протяженность магистрали — 1191 км.
С начала Великой Отечественной войны темпы ее сооружения были усилены,
стройка осуществлялась трудом заключенных ГУЛАГа.
Страна нуждалась в воркутинском угле и ухтинской нефти.
29 декабря 1941 в Воркуту прибыл первый сквозной поезд.
Открытие товарного движения на магистрали имело важное военно-стратегическое
и экономич. значение. Сотни тысяч т угля эшелонами отправлялись для нужд фронта,
блокадному Ленинграду и кораблям морского флота.
Все годы войны магистраль достраивалась, улучшалась, т.к. земляное полотно
было очень неустойчивым, многие временные мосты требовали достройки,
надо было строить жилые здания, технические сооружения по паровозному и вагонному х-ву.
Печорская железная дорога, как и Печорский угольный бассейн, были созданы
заключенными под эгидой НКВД в основном в годы Великой Отечественной войны.
Полярному исследователю В.А. Русанову
открыт в 1967 г. (автор Ю. Г. Борисов).
ПЕЧОРСКИЙ ИСТОРИКО-КРАЕВЕДЧЕСКИЙ МУЗЕЙ, открыт в январе 1977 на базе музея
на общественный началах и личной коллекции краеведа Терентьева П.И.
Располагает материалами по истории, культуре, этнографии Среднего Припечорья.
Коллекции музея насчитывают более 10 тысяч экспонатов.
ПЕЧОРСКИЙ ДОМ КУЛЬТУРЫ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНИКОВ, построен в 1949
как театральное здание культурно-воспитат. отдела «Печоржелдорстроя» МВД СССР.
Театральная труппа насчитывала ок. 140 актеров, певцов, музыкантов.
С 1954 — ДК железнодорожников Воркутинского отделения Северной железной дороги.
В Доме культуры функционируют кинотеатр, библиотека, кабинет науч.-технич.
информации, коллективы художественной самодеятельности.
П. д. к. ж. — одно из первых каменных зданий, построенных в архитектурном
стиле классицизма. Является памятником истории и архитектуры.
ДОМ КУЛЬТУРЫ РЕЧНИКОВ Печорского речного пароходства, открыт в 1961 г.
Функционируют 35 различных клубов и объединений
нар. самодеят. творчества.
Ведущими коллективами являются
народный ансамбль танца «Северянка», народный академический хор и театр.
Здание Печорского д. к. р. построено в 1960.
Главный фасад выходит на Печорский проспект, украшен шестиколонным портиком
коринфского ордера с растительными узорами в капителях. Между колоннами
на уровне 2-го этажа — парапет балкона. Над портиком широкий фронтон
с барельефной эмблемой из якорей. В здании размещены вестибюль, фойе,
зрительный зал, сцена, комнаты для кружковых занятий, библиотека.
Природа Печоры
Каменные стражи Большой Сыня-Ю
КРАСНЫЙ КАМЕНЬ, скала на правом берегу реки Большая Сыня,
в 27 км выше ж/д моста.
Геологический памятник.
БОГАТЫРЬ-ШЕЛЬЯ, скалы на правом берегу реки Большая Сыня,
в 25 км выше совхоза Сыня, ниже Красного Камня (Печорский р-н).
Сложен массивными выходами силурийских доломитов по обеим берегам реки.
На левом берегу пласты наклонены под углом 45 градусов,
на правом - 35-50 градусов к течению реки.
Наиболее живописные выходы находятся в 200-250 м. ниже начала каньона.
Выветриванием созданы формы микрорельефа, напоминающие головы былинных
богатырей, насаженных на пьедесталы. Высота скал 12-13м.
Геологический памятник. Создан 5 марта 1973 г. для охраны образца литоморфного рельефа.
Охранный режим заказной (см. 7 чудес Коми).
ВЕРХНИЕ ВОРОТА РЕКИ БОЛЬШАЯ СЫНЯ, геолический памятник,
расположены в 55 км выше ж.-д. моста.
Памятник сложен каменноугольными и девонскими известняками,
образующими каньон. Высота скал 70-80 м.
Выветриванием образованы разнообразные формы
микрорельефа: стены, зубцы, башни. Поверхность скал ровная, поросла лесом.
Встречаются четвертичные валуны.
Многочисленны карстовые формы: воронки, провалы, пещеры.
В обнажении прослеживается непрерывный разрез верхнедевонских,
нижне- и среднекаменноугольных отложений.
Непосредственно наблюдается граница девона и карбона.
Разрез ниж. карбона типовой для гряды Чернышева.
Имеет научное и эстетическое значение.
Площадь 2 га. Создан Пост. СМ Коми АССР 3 марта 1973.
Охранный режим заказной.
Каменные стражи Большой Сыня-ю
Печорская Сёмга
БИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СЁМГИ
Сёмга — атлантический лосось, благородный лосось, балтийский лосось —
является анадромным видом рыбы.
Эта красивая, крупная (1,5 м в длину и 39 кг веса), быстрая и сильная рыба
и может предпринимать весьма продолжительные
путешествия. Так, 10 августа 1935 в реке Выг была поймана семга,
помеченная норвежской меткой 10 июня того же года у Тронхеймс-фьорда, т.е.
она проплыла за 50 дней 2500 км со скоростью 50 км в сутки.
Сёмга нерестится в пресной воде, а живет большую часть жизни в море.
Нерест происходит осенью, затем икра лежит
в речной гальке до выклева в апреле-мае. После 2-5 лет жизни в пресной воде
мальки становятся пригодными к жизни в морской воде.
Этот процесс называется
смолтификация. Когда мальки семги превращаются в смолт, они покидают реку
и уходят в море.
В океане семга совершает длительные кормовые миграции
и быстро растет.
Места нагула семги — северная часть Атлантического океана.
Отсюда она возвращается на нерест в реки Европы, от Португалии на юге до Белого моря
и р. Кары на севере.
ЛОВ СЁМГИ НА ПЕЧОРЕ (в конце XIX — начале XX века)
Пустозеры владели самыми богатыми в промысловом отношении семужьими
угодьями на реке и на морском берегу; белорыбные были в свободном,
захватном владении, семужьи, как наиболее ценные, находились в общинном владении.
Все семужьи угодья делились на тони. Речные тони распределялись между
мужскими душами, поэтому мужское население волости было разбито на «сотни»;
обычно «сотню» составляли жители двух-трех селений (по родственным связям).
«Сотня» состояла из артелей-«родов», артели в количестве 5 человек полагалась
одна надельная единица, выражавшаяся в плавной сети семужьего лова — поплави.
Отметим обязательные ежегодные передвижки артелей-родов по тоням.
Для пользования морскими тонями души делились на 11 «шестаков», и каждый «шестак»
получал по жребию по одной тоне. Надельной единицей «шестака»
было ставное орудие — предмет, который обслуживал артель в 13 человек.17
В конце XIX — начале XX в. социальная дифференциация была настолько велика,
что, по существу, промышляли наемные артели, так как тони «родов» и «сотен»
находились в фактическом владении отдельных лиц, имевших возможность поставить
судно, продовольствие, снасти. Они были скупщиками не только тоней, но и промысла.
В Усть-Цилемской волости владение и пользование семужьими угодьями было свободное,
захватное, кроме мест, где община строила заборы.
Артель состояла из 11—12 человек, во главе которой стоял хозяин судна,
получавший за него пай. На одной тоне могли сходиться 2 артели,
и тогда они чередовались в лове, причем каждая артель делилась на две, закидывала
поплавь поочереди. Наем в семужью артель был сравнительно редок, и обычно
он соединялся с наймом на другие виды хозяйственных работ.
Скупки тоней здесь не существовало, но были свои скупщики рыбы, как правило,
перепродававшие ее затем чердынским и столичным купцам.
В отличие от своих дальневосточных собратьев, печорская семга перед нерестом
живет в реке целый год почти не питаясь,
готовясь к пику своего полового созревания и расходуя те запасы,
что нагуляла в океане. Эта особенность в какой-то степени затрудняет
искусственное воспроизводство рыбы.
Семгу особо активно стали охранять в начале 90-х годов прошлого века.
Ученые, экологи-общественники тогда забили во все колокола: промышленный лов
привел уникальное стадо печорской семги на грань вымирания.
В 1991 году в реку зашло «всего» 120 тысяч голов лосося
(нормальное для воспроизводство стадо, по оценкам ученых, 150 тысяч голов).
Сейчас очевидно, что печорская семга, представляющая элиту мировой ихтиофауны,
обречена на уничтожение, так же, как нельма, омуль, чир.
Все они по своему демографическому статусу давно уже объекты не промысла,
а «Красной книги».
см. Кушай Ваня воблу, сёмужки уж нету...