Природа
История Коми
Великий новгородский путь в Югру
Страницы Истории
ПЕЧОРСКИЙ ЧРЕЗКАМЕННЫЙ ПУТЬ НА ЮГРУ СТОЛБЦЫ ВЫВЕТРИВАНИЯ
ИСТОРИЧЕСКАЯ ХРОНИКА:
1032 — Поход новгородского воеводы Углеба "на Железные врата"   "…и вспять мало их возвратишася, но много там погибша".
1187 — Отряд новгородцев, отправившийся за данью на Печору, Пермь и Югру, был истреблен в Печоре и Заволочье "пали головы у ста доброименитых".
1193 — Поход новгородского воеводы Ядрея в Югру, почти полностью истреблен за Уралом.
1329 — Погибла новгородская торговая экспедиция, шедшая в Югру.
1332 — "Князь великий Иван Данилович (Калита) взверже гнев свой на устюжцов и на ноугородцев, почто устюжци и ноугородцы от Вычегды и от Печоры не дают черный выход Ордынскому царю, и дали князю Ивану на черный бор Вычегду и Печору и с тех времен князь московский почал взимати дани с пермские люди" (Вычегодско-Вымская летопись).
1499 — "Повелев князь великий Иван воеводам своим Петру Ушатому да князю Семену Курбскому с большим войском идти покорять Печору и усмирять вогулов". Воины П. Ушатого по Пинеге, Коле, Мезени добрались до Цильмы и Печоры и "идучи самоядцов за великого князя привели". Затем в низовья Печоры прибыли другие русские дружины. Здесь был основан первый заполярный город ПУСТОЗЕРСК.
ЧРЕЗКАМЕННЫЙ ПУТЬ.
Территория коми была расположена на великом речном пути, связывающую Северную Европу с Северной Азией, известную с глубокой древности. Путь этот на Югру (через Урал, который назывался "Камень"), начиная от Устюга, шел вверх и по притоку Вычегды Выми поднимался до волока, соединявшего верховья Выми с рекой Ухтой, притоком Ижмы, впадающей в Печору. Далее, правым притоком Печоры - Усой и ее притоком Собью можно было подойти к верховьям другой Соби, впадающей в Обь. Этот путь долгое время был основной артерией, по которой происходили все сношения с Северным Зауральем.
На юго-западе Коми край исторически и географически был тесно связан с Устюгом, а оттуда с Сухоной и районом Белоозера, из которого по реке Вытегре открывался путь к Онежскому озеру и далее к Ладожскому озеру и к Балтийскому морю, а по реке Шексне - путь на Волгу.

С падением Великого Новгорода (1478) печорский путь в Зауралье тоже оказался На путях в страну молгонзеев в руках Москвы, которая торопилась воспользоваться им, чтобы подчинить зауральскую Югру. Исходным пунктом военных экспедиций, снаряжаемых Москвой за Урал, был Устюг и тесно связанный с ним Коми край.
В 1483 г. произведен был большой поход на пелымского князя Асыку "да и в Югру на Обь великую реку". Под начальством великокняжеских воевод шли, кроме устюжан и вологжан, вычегжане, вымичи, сысоличи, пермяки. Разбив Асыку на реке Пелым, ратные люди по реке Тавде проехали в Сибирскую землю и дальше спустились "воюючи" вниз по Иртышу в Обь и "воевали" князей югорских. Военное поражение заставило князей югорских пойти на заключение мира с Москвою. В 1484 г. вымские князья Петр и Федор заключили с ними мир "под владычним городом Усть-Вымским".

Древний Чрезкаменный путь в Сибирь в связи с появлением более удобных дорог через Урал в начале XVIII в. был официально закрыт, но местные жители еще продолжали им пользоваться.
В 1806 г. на Урале работала экспедиция полковника Попова, намеревавшаяся проложить канал между Обью и Печорой. Но выяснилось, что трасса канала оказалась спроектирована очень неудачно, намного выше уровня обеих рек, и работы были прерваны. Через несколько лет ведомство водных коммуникаций принялось разрабатывать проект Румянцевского канала, и снова безуспешно. Идею о соединении Печоры и Оби надолго забросили.
В 1850 г. за проект Обско-Печорского канала взялся видный русский металлург П.П.Амосов, однако и его начинание не имело каких-либо значительных последствий.
Позднее, уже в 50-70-х г. XIX в. над возможностью соединения притоков Печоры и Оби путем строительства канала через Урал задумывался известный исследователь Печорского края П.И.Крузенштерн. Определенную помощь оказал ему в этом ижемец И.Артеев, нарисовавший карту истоков рек и указавший наиболее удобное для постройки канала место в верховьях Усы.

Страхование автотранспортных средств find auto insurance quotes поиск компаний авто страхования в интернете.

О монете NASA - взгляд c космоса Великий Новгород
Главная страница История Коми - России Семь чудес Коми Сыктывдинский
Мань-пупу-нёр Русь 13 век Северный фронт 1919
 Copyright © 2002-2013, Леонид Томов
Rambler's Top100 Яндекс цитирования mailto: tomovl@mail.ru
ЧЕШСКАЯ ГУБА
в Баренцевом м., у берегов России, между берегами п-ова Канин и материка Европы.
Длина 110 км, ширина до 130 км, глубина при входе 55 м. Впадают реки Ома, Пеша, Чеша.
ПЕЧОРСКАЯ ГУБА
Залив Баренцева м. у берегов России. Длина ок. 100 км, ширина от 40 до 120 км, глубина до 6 м.
Впадает р. Печора. Промысел тюленя. Рыболовство (треска и др.).
САМОЕДЫ
НЕНЦЫ (происх. от слова ненец - человек; самоназвание — хасова; устар. выражение — самоеды, юраки)
Народ в Архангельской и Тюменской обл., в Красноярском крае.
Численн. насел. 34 тыс. чел. (1992).
Верующие — православные. В 1826 крещены ненцы в Большеземельской тундре. Церковь Николая Чудотворца
По указу Николая I в 1829 в устье Колвы заложена для крещения ненцев первая христианская церковь Николая Чудотворца (закончено стро-во в 1831). Часть ненцев придерживается традиционных верований.
В 70-х гг. XIX в. царское правительство начинает переселение ненцев на Новую Землю (вспомните 1944г. - переселение чеченцев и крымских татар). Колонизация эта была предпринята, чтобы положить конец норвежским притязаниям на богатую природными ресурсами землю.
С XVII в. предки совр. ненцев вступают в длительные контакты с коми, энцами, хантами, русскими, в связи с чем их культура претерпевает известные изменения.
УСТЬ-ЦИЛЬМА
Основан в 1542. В 1544 "пожаловал князь великий Иван (Грозный.) новугородца Ластку да Власку Печорскими тонями и речками да слободкою на устье на Цильме, а копити тое слободку на князя великого безпенно и беспошлинно" (Вычегодско-Вымская летопись)
1575 слободка была передана в вол. Пустоозеро.
Местные жители занимались рыболовством и охотой на обширных угодьях по Печоре до устья Усы, по Ижме до устья Ухты, по Пижме и Цильме ("а ловят... красную рыбу, семгу, а в речках ловят белую рыбу да бобры бьют"), держали скот.
1679 в слободке было 3 дв. церковнослужит., 16 крест, и 2 нищих дв., 129 чел. м. пола. Еще 15 дв. были пусты: "крестьяне тех дворов з женами и з детьми померли, а иные в прошлых годех збрели в Сибирские и иные городы".
В XVII - нач. XVIII в. на У.-Ц. неоднократно нападали ненцы.
В конце XVII - нач. XVIII в. здесь появилось немало старообрядцев, спасавшихся в отдаленном краю от преследования властей.
В 1856 в У.-Ц. был образован единоверческий (старообрядческий) приход.
ИЖМА (ИЗЬВА)
Люди жили на Ижме еще в древности (VIII-III вв. до н.э.). Возн. в 1567-1576. Его основателями были коми (с Выми и верхней Мезени), жили здесь и представители иных народов. В слободке поселилось неск. ненцев ("новокрещенные самоядины").
Во время голода 1655, 1661 - 1662 и 1678 - 1679 от неуражая пострадал весь Север Руси. "Жители... гладом тают и умирают... и такая нужда в сей стране повсюду на... Ижме, Усть-Цильме и на Пустозерском остроге". А.А.Филиппов "сшол от голоду в Пермь Великую", С.Ф.Кузьминых "умре, а дети ево сошли в Сибирь, да ево ж сын Тимошка в стрельцах в Пустозерском остроге", К.И.Вабиков... "от голода сшел в Кевролу (на Пинегу) з женою и з детьми...".
С XVIII в. жители И. стали заниматься оленеводством и со временем стали самыми крупными оленеводами на Севере "редкий хозяин не имеет от 500 до 1000 голов оленей".
СЕВЕРНЫЙ УРАЛ
Часть Урала от широтного отрезка р. Шугор на севере до горы Ослянка на юге.
Длина ок. 550 км, высота до 1617 м (г. Тельпосиз).
ПРИПОЛЯРНЫЙ УРАЛ
Часть Урала от широтного участка р. Щугор до верховьев р. Хулга.
Длина 230 км. Высота до 1895 м (г. Народная). Ледники. На склонах — таежные леса, выше — горные тундры.
ПОЛЯРНЫЙ УРАЛ
Северная часть Урала от г. Константинов Камень до верховьев р. Хулга.
Длина 380 км, высота до 1499 м (г. Пайер). Таежное редколесье, выше — горные тундры, ледники.
ЮГРА
ЮГОРСКАЯ ЗЕМЛЯ, историческое название в 12-17 вв. Северного Урала и побережья Северного Ледовитого океана от Югорского Шара (пролив между островом Вайгач и берегом материка Евразия. Соединяет Баренцево и Карское моря. Длина 40 км, ширина 3-16 км, глубина 13-40 м.)
до устья р. Таз.
Новгородская колония в 12-15 вв. Во 2-й пол. 15 в. постепенно включена в Российское государство.
ОСТЯКИ
ХАНТЫ (устар. название — остяки),
народ в Ханты-Мансийском (11,2 тыс. человек) и Ямало-Ненецком (6,5 тыс. человек) а. о. и Томской обл.
Всего в Российской Федерации 22,3 тыс. жителей. Язык хантыйский. Верующие — православные.
УСТЬ-ВОЯ
В 1843 здесь побывал промышленник В. Н. Латкин, отметивший наличие "нескольких домов" в деревне при устье р. Вои. В. 1859 в д. Воя насчитывалось 5 дв., 25 чел.
ПОДЧЕРЬЕ (ПОДЧЕРЕМ)
Упомянуто в "Экономических примечаниях к Генеральному межеванию" 1784: д. Подчерская, 8 дв., 39 чел.
В конце 19 в. здесь имелась земская почтовая станция.


ВОГУЛЫ
МАНСИ (устар. название — вогулы),
народ в Ханты-Мансийском авт. окр. (6,6 тыс. человек). Всего в Российской Федерации 8,3 тыс. человек (1989). Язык мансийский.
Верующие — православные.



ПОКЧА
Упом. в ревизских сказках 1719.
Основал селение крестьянин Трофим Григорьевич Логинов.
В к. 19 в. здесь имелась земская почтовая станция.



ПЕЧОРСКИЙ ПОГОСТ
По легенде, в конце XIV в. на стрелке между Печорой и Сев. Мылвой был основан Троицкий монастырь - Печорская пустынь .
Долгое время на верхней Печоре не существовало поселений; здесь располагались угодья кочевников-вогулов (манси). Враждебные отношения между ними и коми препятствовали переселениям коми в этот район.
В XVII в., когда Зауралье, где в осн. жили вогулы, попало под достаточно прочный контроль московских царей, установились более мирные контакты между жившими по обеим сторонам Урала народами.
Первым населенным пунктом, к-рый основали здесь коми, был "починок Кузьминский на реке на Печоре на усть речки Мылвы" (1674).
В 1678 в починке имелось 5 дв., 14 чел. мужс. п.
В 1707 в починке построили деревянную церковь Живоначальной Троицы (сел. стало погостом), 1854 - 1862 церковь перестроили в каменную. Последняя вскоре пострадала от пожара, но была вновь отстроена чердынскими купцами, ведшими торговлю на Печоре и, по свидетельству современников, "закабаливших Печору и держащими ее в таком положении, перед которым крепостное право покажется свободой".
ЩУГОР
Река в Республике Коми, правый приток Печоры. 300 км, площадь бассейна 9660 км2.
Берет начало на западном склоне Сев. Урала. Средний расход воды 250 м3/с.
Национальный парк "ЮГЫД ВА" (созд. 1994).
Скалы правого берега имеют вид зубцов, высота до 40 м., поверхность обнажения поросла лесом. В правом обнажении 7 пещер.
В 22 км ниже устья реки Б. Патока скалистые берега подходят к руслу, образуя живописные
 Нижние Ворота.



КНЯЖПОГОСТ
Первое упоминание о Княжпогосте содержится в жалованной грамоте великого князя Московского Ивана III епископу Пермскому Филофею (1490) - пожня А.Пунева "в Княжеском погосте".
В 1608 в селении имелись 2 дер. церкви - Афанасия Великого и Успения Пречистые Богородицы. Возле погоста находилось 7 деревень, в них насчитывалось 30 крест. домов. Большинство жит. не имело фамилий. Упомянуты Опарин, Цедилов, Роспопа и Латыш.
Левка Латыш ("латышами" именовались карелы, принявшие лютеранскую веру) бежал из родных мест на восток, спасаясь от шведов.
В XVI-XVII вв. на Выми выращивали ячмень и рожь. Череда неурожаев обрушилась в 1630-1678. Многие уходили из К. П. в Сибирь и другие регионы - в одиночку или целыми семьями. В 1640 Ф.Р.Брагин "сшел в Сибирь... а жена ево Анютка сошла безвестно". Д.А.Сылышев с братом ушли на Урал, в Соль Камскую. Неск. человек "сошли кормитца Христовым именем ...а куды сошли, про то неведомо".


ТУРЬЯ
В XII в. в р-не села Турья располагалось городище, укрепленное мощной системой валов и рвов. Турьинскиое городище было одним из опорных пунктов новгородцев на древнем водном пути в Югру. Городище просуществовало до XIV в., а затем пришло в запустение, поскольку Вымская земля перешла в руки Московских князей и новгородцы покинули этот район.
Правившие Коми краем во II пол. XV в. Князья Вымские предприняли ряд мер по укреплению великокняжеской власти на С.-В. Руси. Была попытка построить новый укрепленный городок в р-не Турьи. В 1480 "почал князь Василей Вымской город на Выме над Турею строити", который должен был прикрывать Северо-Восток Руси от набегов "немирной самояди". Так как "вымичем не любо тое городок строити: пошто нам этот городок и на кого, и посекли вымичи Василья князя насмерть".
В 1597 Федор Иоаннович приказал поставить таможенные заставы на всех путях, по которым шла на Русь пушнина. В Т. была устроена таможня "брать на государя от всякой мяхкой рухледи таможенных от девяти десятое лутчее. А штоб не было государевой казне порухи, поставить на заставах верных голов, и торговый людем те заставы не объезжати ни почем".



ВЕСЛЯНА (ВЕСЫВА)
Люди жили здесь издавна: близ Весляны обнаружены 2 стоянки, относящиеся к началу II тысячелетия до н.э. и к VIII-III вв. до н.э.
Первое описание селения содержится в дозорной книге 1608: "погост Весленой на реке на Выми на усть реки Весляны", 18 дв., в т.ч. 4 пустых; владелец одного из них был взят на военную службу в Югру, где и погиб в 1600 г.
В 1646 здесь имелась дер. церковь Николая Чудотворца, 4 дв. церковнослужит.
ГЛОТОВСКАЯ СЛОБОДА
Осн. в 1554 коми-вымичами и русскими.
В 17в. происхит интенсив. охотничье-промысл. освоение лесов верхней Вычегды и Печоры.
В 1608 при переписи по Яренскому уезду были учтены 4294 слопца, 682 плашки горностаевые, 76 перевесен. По Сысоле на крестьянский двор приходилось по 2 орудия, на Выми - около 4, на Вишере, Удоре и в Глотовской слободке - от 8 до 14 орудий. В некот. источниках упоминаются уже кремневые пищали-самопалы.
Пушнина (белки, куницы, лисицы и др.) в большом количестве вывозилась в Устюг, на Важскую ярмарку, в Архангельск, Москву и заграницу.
На территории Коми к к. XVII в. соболь почти исчез, и промысел постепенно отодвигался на восток - в Западную и в Восточную Сибирь (этим объясняются далекие походы торговых людей - скупщиков вслед за артелями охотников). Остяцкие князьки посылали в Москву жалобы "на зырян, на мезенцев да на вымичей, на вычегжан и на всех на прихожих людей", которые "ловят в их ухожье соболи и лисицы и бобры и во всяких угодьях у них вылавливают всякого зверя" В 1652 якуты и тунгусы отняли у торгового человека из д. Цилиб Г. Осколкова больше 80 сорок (3200 шт.) соболей и "иной много рухляди".


ВОЛОК
Водораздельный участок между верховьями двух рек, близко сходящихся в своих истоках, по которому в старину волочили суда при переходе из одной реки в бассейн другой.
У волока возникали села и города.


УХТА
Возникновение города связано с разработкой нефтяных месторождений. О существовании здесь нефти было известно еще в XV в.
Первые попытки налаживания добычи и переработки нефти были предприняты архангельским купцом Ф.С.Прядуновым, но особого успеха достигнуто не было: построенный им р. Ухте нефтяной завод (1745) добывал всего 40 пудов нефти и скорее известен тем, что он был первым в России предприятием такого рода. Предприниматель разорился, завод переходил из рук в руки и в конце концов перестал действовать.
ПУСТОЗЕРСК
Древнерусс. г. 15-18 вв., у оз. Пустое в низовьях Печоры (ныне территория Ненецкого а. о.).
С 1499 укрепленный пункт в Югорской земле, до 1780 административный центр Печорского края. Место ссылки и казни протопопа Аввакума.
ХРОНОГРАФ:
2 августа 1666 – в П. сослан один из активных противников церковной реформы патриарха Никона проповедник старообрядчества Лазарь.
12 декабря - в П. привезены сосланные сюда лидер старообрядчества протопоп Аввакум и его сподвижники соловецкий инок Епифаний и симбирский поп Никифор.
1669 – Протопоп Аввакум начал писать в П. свое "Житие" (завершенное к 1675).
1670 – в П. прибыл для переговоров со ссыльными раскольниками стрелецкий полуголова И.К.Елагин, уговаривавший их признать новые церковные обряды. Ссыльные остались верны старым обрядам. После этого Лазарю, Федору и Епифанию вырвали языки и отрубили руки, после чего их и протопопа Аввакума заключили в новые тюрьмы: срубы сделали ниже, сверху засыпали землей, оставив только небольшие отверстия для передачи пищи.
14 апреля 1682 – в П. "за великие на царский дом хулы" сожжены в срубе протопоп Аввакум и его сподвижники Федор, Лазарь и Епифани.
1667-1668, 1670 - набеги ненцев на Пустозерск.



СТОЛБЦЫ ВЫВЕТРИВАНИЯ
Останцы на горе Маньпупунёр.
Расположен в междуречье рр. Ичотляга и Печоры. Останцев 7, высота от 30 до 42 м.
С ним связаны многочисленные легенды, прежде Столбцы Выветривания являлись объектами культа манси.
Чешская губа Печорская губа  ИЖЕМСКИЕ САМОЕДЫ ПУСТОЗЕРСКИЕ САМОЕДЫ Усть-Цильма Ижма Северный Урал Приполярный Урал Полярный Урал ЮГРА ОСТЯКИ Усть-Воя Подчерье ВОГУЛЫ Покча Печорский Погост Щугор Княж Погост Турья Весляна Глотовская слобода ВОЛОК Ухта Пустозерск