Дороги Коми. Перевозки различных грузов
сайт Леонида Томова
Природа
История Коми

Дороги Коми в XIX в.

Дороги
Перевозки грузов
ПОИСК: 
Главная страница Главная страница
История Коми - России История Коми – России
Природа Коми Природа Коми
Транспорт в Коми Транспорт в Коми
Торговля, дороги, перевозки в Коми 19 в. Торговля, дороги, перевозки в Коми 19 в.
Дороги и перевозки грузов в 1930-е Дороги перевозки 1930-е
Дороги и перевозки грузов в 1980-е - 2010-е гг. Дороги Коми 1980-е - 2010-е
Торцовые дороги из деревянных шашек. 1930-е Торцовые дороги
Авиаперевозки Авиаперевозки
Перевозки грузов специальным транспортом Перевозки грузов спецтранспортом
Организация централизованных перевозок Централизованные перевозки
Топографические карты Коми Топографические карты Коми
Чрезкаменный путь Чрезкаменный путь
Русь 13 век Русь 13 век.
        Интерактивная карта
Великий Новгород. Падение Республики Великий Новгород.
        Падение Республики
Семь чудес Коми Семь чудес Коми
Столбы выветривания Столбы выветривания
Сыктывдинский район Сыктывдинский район
Партнеры сайта tomovl.ru Избранные ссылки
Добавить в избранное
Сделать дом. страничкой
Обратная связь:
mailto: tomovl@mail.ru
Translate.Ru PROMT©
Торговля, дороги, перевозки в Коми XIX - начале XX в. Усть-Сысольск — главный торговый центр уезда.
Сибиряковский тракт

Усть-Сысольск — главный торговый центр уезда

  • На протяжении всего XIX века Усть-Сысольск являлся главным торговым центром уезда и играл заметную роль в торговле Вологодской губернии и Северного края. «Торговое лицо» города определяло купечество. В численном отношении эта прослойка горожан была невелика, однако в жизни города играла заметную роль. Напомним, что многие купцы владели значительными участками земли, занимали руководящие посты в органах городского самоуправления.

    Немногочисленное усть-сысольское купечество вело широкую торговлю не только в городе, но и в уезде. Круг его деловых интересов был весьма широк. Купцы занимались скупкой пушнины и дичи у местных охотников, торговали рыбой, сеном, вели внутригородскую торговлю, не брезговали и ростовщичеством. Довольно рано усть-сысольское купечество занялось торговлей хлебом, сделав это занятие едва ли не основным. В первой трети XIX века уездный городок был важной перевалочной базой российских и местных хлеботорговцев. По рекам сюда шли зерно и мука из Вятки, Казани, Сарапула, Костромы и других хлебородных районов страны. Местные хлеботорговцы скупали хлеб и в уезде, в подгородних селах. Известно, что в 1820 году купец Латкин занимался скупкой хлеба и пушнины в Визинге, Кибре (сейчас Куратово) и пригородных деревнях. Но эти закупки были незначительны. Крестьяне часто страдали от неурожаев, и сами были вынуждены закупать хлеб.

    В 20-е годы XIX века из Усть-Сысольска отправлялось от 400 тыс. и более пудов хлеба в год. Хлебный товар шел водным путем в Архангельск, один из главных в то время морских портов России, а оттуда на заграничные рынки. На торговле хлебом некоторые усть-сысольские купеческие семьи составили себе приличное состояние. К примеру, капитал хлебного торговца Новоселова в 1816 году составлял всего 8050 руб. ассигнациями, а к 1852 году — уже 71061 руб. серебромм. Оживленная торговля давала возможность подзаработать и горожанам: у высокого берега Сысолы постоянно разгружались и загружались тяжелые барки с зерном и другими товарами. Нанимались горожане и в бурлаки.

    Помимо хлеба в северный порт шли и другие грузы. В частности, усть-сысольские предприниматели направляли туда пушнину, скупка и перепродажа которой давала многим из них значительный доход. Так, в 1826 году усть-сысольский купец П. Колегов поставил в Архангельск 25 тыс. шкурок белки на сумму 5,5 тыс. руб. серебром, а его коллега В. Торокановский вкупе с сольвычегодскими дельцами Пьянковым и Мамаевым в 1828 году отправили 33 тыс. шкурок на 6750 руб. серебром.

Дороги Коми во 2-й половине 19 века

  • В 1859 проложена дорога с Вычегды на Троицко-Печорск 140 верст, связавшая верхневычегодские селения с печорскими.

  • В 1860 три корабля Печорской компании доставили лес в Англию. Этот печорский лес в 1862 экспонировался на Второй Всемирной выставке в Лондоне.

  • В 1864 — появление первого парохода на Печоре. В 1864 М.К.Сидоров приобрел у одного из петербургских промышленников двухвинтовой железный пароход английской постройки, который был доставлен в верховья Камы. С ее притоков по волоку пароход, получивший название «Печора», перетащили в верховья Печоры. В конце августа 1864 судно отправилось в свое первое плавание по этой реке. 28 августа 1864 г. троицко-печорцы впервые увидели подплывающий к их селу пароход, который они «встретили с особым торжеством и молебствием, как предвестника оживления их страны».

  • В 1867 построенный в устье Печоры корабль «Ломоносов» купца 1 гильдии М.К.Сидорова достиг Санкт-Петербурга и доставил 10 тыс. куб. футов печорской лиственницы.

  • В 1869 все тот же неуемный М.К.Сидоров разработал проект дороги с Печоры и Усы через Урал на Обь. Собирался он также построить рельсовую дорогу от с. Щугор на Печоре до зауральского с. Ляпино (Саранпауль), которая могла бы стать важной торговой коммуникацией между Европой и Азией на Севере. Печорские жители и тобольские купцы поддержали эту идею; печорцы даже высказали пожелание поселиться вдоль такой дороги. В середине 1870-х гг. начались работы по строительству Петровской (так ее назвал Сидоров) дороги, но в 1876 г. губернские власти распорядились прекратить их.

  • Пять лет спустя иркутский купец А.М.Сибиряков решил продолжить строительство тракта между Щугором и Ляпино. В 1884 г. А.М.Сибиряков на оленях проехал с Печоры на Обь; об этом сообщили некоторые российские журналы.
    Однако обустройство трассы продолжалось еще несколько лет. В 1886 Сибиряков начал оборудовать летний колесный путь и даже задумывался об осуществлении идеи Сидорова относительно узкоколейной железной дороги, но ни то, ни другое не было воплощено в жизнь.

    В 1888 строительство зимнего тракта, получившего название Сибиряковского, полностью завершилось. На Печору повезли сибирский хлеб, а в обратном направлении — семгу, продукцию брусяно-точильного промысла и оленеводства. Но значительного развития проходивший по нежилым местам тракт не получил — обслуживать его было весьма сложно. Правда, на рубеже ХХ века интерес к тракту усилился из-за выдвинутого сибирскими промышленниками предложения построить в устье Печоры (или Оби) порт для беспошлинной торговли с заграницей. Но все закончилось разговорами, и тракт постепенно оказался заброшен.
    см. Вутыльский район. Патятники природы. Карта; Сибиряковский тракт/

  • В 1891 открыт тракт Шежам-Буткан, связавший Нижнюю Вычегду и Удору.

  • В течение 1886 была протянута телеграфная линия от Устюга до Усть-Сысольска (ранее телеграммы доставлялись на лошадях). 12 ноября работа была завершена, и после благодарственного молебна, отслуженного протоиереем Троицкого собора, в Усть-Сысольске открылся прием корреспонденции.

  • В 1894 завершилось строительство почтового тракта от Койнас на Мезени до Усть-Цильмы, сыгравшего важную роль в укреплении связей между Печорским и Мезенским регионами, в экономическом развитии печорского края. Вдоль Койнасского тракта протянули телеграфную линию.

  • 8 мая 1895 издано правительственное распоряжение об открытии регулярного движения товаро-пассажирских пароходов по Печоре от Куй до Щугора (был заключен договор на содержание двух судов с чердынским купцом М.В.Черных. С 1897 товаро-пассажирские суда стал обслуживать купец С.Н.Норицын; он был родом из города Лальска, но жил в Ижме) и морского сообщения по маршруту Архангельск—устье реки Печоры (на пароходе «Норденшельд», принадлежавшем купцу А.М.Сибирякову).

  • В 1898 построена железная дорога Вятка-Котлас, самая близкая к Коми краю. Вскоре после этого важное значение приобрела грунтовая дорога от станции Мураши до Усть-Сысольска.

    Карта Google. Сибиряковский тракт начинается от деревни Усть-Щугер на Печоре и идет на Юго-Восток к Уралу вдоль р. Щугер.

    Просмотреть увеличенную карту

Дороги Коми в начале 20 века

  • В 1900 началось строительство дорог от Усть-Нем до Ксенофонтовской Чердынского уезда (завершилось в 1903) и от Летки к железнодорожной станции Мураши (завершилось в 1905). Перевозки грузов выполнялись гужем на крестьянских лошадях.

  • В 1908 начато строительство дороги Турья-Глотово и на реку Ухту, так же дороги Керчомъя-Воч.

  • В 1910 завершилось строительство зимней дороги от Ухтинских нефтепромыслов до зимника Кыркоч-Синдор для перевозки нефтепродуктов.

  • В 1913 состоялся первый автомобильный пробег по Коми краю из Усть-Сысольска в Кажим. В этом же году началось строительство моста через Кылтовку (завершилось в 1915).

  • В 1919 велись ремонтные работы на Койнасском тракте, чтобы приспособить его для автомобильного движения. Рабочий батальон подполковника Бараева и инженера Мошинского отремонтировал и построил 25 мостов. В Усть-Вашку для использования на Койнасском тракте доставили автомобиль и мотоциклы.

  • В 1920 в Усть-Сысольске появился первый мотоцикл. В городе имелся также один грузовик, гараж которого находился под пожарной каланчой
    Гужевая перевозка зерна (с. Теньтюково, XX в.)
    Гужевая перевозка зерна (с. Теньтюково, XX в.)


Литература
  • Историко-культурный атлас Республики Коми. – М: Дрофа; Д и К, 1997.
  • Республика Коми. Энциклопедия в 3-х томах. Сыктывкар, 1997, 1999, 2000.
  • Населенные пункты РК. Историко-демографический справочник. Сыктывкар, 2000.
  • Дороги Республики Коми. Сыктывкар, 1997.
nasa карты дороги история природа чудес
о монете каталог ценник валюты

^ ВВЕРХ ^


  Copyright © 2005-2014, Леонид Томов
Rambler's Top100 mailto: tomovl@mail.ru