|
|
Грузоперевозки и дороги Коми.
Торцовые дороги из деревянных шашек в 1930-е гг.
- В в 1930-е. годы началось возведение мостовых
из деревянных шашек. Пробным полигоном их внедрения
стали мостовые в селах Объячево и Визинга.
Автором применения этого метода и непосредственным
исполнителем стал ветеран дорожного строительства Н.П.Кокотков.
Пишет автор:
— В ноябре 1936 г. меня перевели на работу в
Объячевский доручасток. По дороге Сыктывкар — Мураши осенью 1936 г. работало много лагерных автомашин
ЗИС-5, которые перевозили грузы с железной дороги
(ст. Мураши). Дорога под снег ушла с многочисленными
ямами и сплошной колеёй.
Учитывая такое состояние дорог и отсутствие гравия,
я предложил построить опытный участок дороги из деревянной торцовой шашки по с. Объячево. ОШОСДОР
одобрил эту затею и предложил срочно составить
проектно-сметную документацию с тем, чтобы в 1937 г. построить
опытный участок — 1 км дороги из торцовой шашки.
Из-за
отсутствия механизмов земляные работы и распиловку
бревен на шашку проектом предусматривалось выполнять
вручную. Леса за зиму заготовили достаточно, и с мая
1937 г. я стал прорабом опытного строительства. Ввиду
отсутствия рабочих земляные работы и распиловку бревен
на шашку до начала сенокоса почти не производили.
В целях экономии рабочей силы я сконструировал
деревянную часть шашкорезного станка. Вал и подшипники
мне помог сделать механик Сыктывкарского доручастка
Н. М. Дубина. Готовый станок я показал директору МТС
и попросил выделить трактор с приводным шкивом, пояснив ему, сколько можно на этом сэкономить времени и
сил. Он выделил трактор, который для пахоты не годился,
а на распиловке работал хорошо. Шашки пилили в две
смены. Норма распиловки поперечной пилой вручную на
двух человек составляла 7 складочных куб. м, а станком
в составе бригады (2 рабочих, 1 тракторист, 1 подросток)
получилось со складыванием в штабеля до 140 складочных
куб. м. Таким образом, вскоре на бирже появилось много
напиленной шашки.
Колхозы на работу стали выделять до 100—150 человек. МТС дополнительно выделил один хороший
трактор и канавокопатель, и дело закипело: разрабатывали корыто, устанавливали упорный брус, в песчаном
карьере вручную грузили песок на бортовые автомашины, и, выгружая его на дорогу, укладывали торцовую
мостовую. Все делалось аккуратно, под нивелир.
- Тогда мне большую помощь оказали практиканты
Сыктывкарского строительного техникума
(дорожное отделение — Сюткин Николай и Данилова Анна). Нам пришлось
работать в июне—сентябре по 16—20 часов в сутки без выходных дней. Ночью мы готовили разбивочные работы
и наряды, днем руководили строительством, обучали рабочих, так как колхозы меняли их через 2—4 дня.
Начальник ОШОСДОРа С. Н. Полещиков был инженером-дорожником. Он, приезжая на строительство
торцовой мостовой, был доволен ходом и качеством
работ. За хорошую работу обещал мне выделить путевку
на юг в дом отдыха.
Когда в с. Объячево было построено около 0,5 км
торцовой мостовой, из с. Визинги приехали председатель
райисполкома и секретарь райкома партии вместе с
дорожными мастерами И. П. Чугаевым и С. А. Никулиным.
Мостовая им понравилась. Они попросили построить такую же в с. Визинга, обещая обеспечить всем
необходимым — лесом, рабочей силой и механизмами.
За июль—сентябрь там тоже было построено 0.88 км,
а в с. Визинга — 0,8 км. Сысольский райисполком
оказывал нам всемерную помощь.
Как известно, в 1937 г. проводились массовые
репрессии. Вместо путевки на юг мне прикрепили бирку
врага народа и 2 декабря 1937 г. арестовали. Я, бывший
на день ареста техноруком Объячевского доручастка,
якобы с целью вредительства вывел из строя дорогу
Сыктывкар — Мураши, неправильно строил торцовую
дорогу. Впоследствии нас объединили в группу «вредителей»
(Д. И. Куратов — работник ОШОСДОРа, Г. Тырышкин — начальник Объячевского доручастка,
я — Кокотков Н. П. и еще один дорожный мастер (фамилию
забыл). Верховный суд присудил нам всем по 10 лет
лагерей и 5 лет поражения в правах, а при вторичном
рассмотрении в апреле 1939 г. нас освободили за
отсутствием состава преступления.
Торцовая мостовая отлично отслужила свой срок без
ремонта. Люди любили не только ездить, но и ходить
по ней. Торцовые мостовые относились к дорогам с
твердым покрытием.
Строительство торцовой мостовой в селе Объячево. 1937 год.
|
|
|
|
|
|
Литература
- Историко-культурный атлас Республики
Коми. – М: Дрофа; Д и К, 1997.
- Республика Коми. Энциклопедия в 3-х томах. Сыктывкар, 1997,
1999, 2000.
- Населенные пункты РК. Историко-демографический справочник. Сыктывкар, 2000.
- Дороги Республики Коми. Сыктывкар, 1997.
|
|
|
|
^ ВВЕРХ ^ |
|