|
|
Транспорт в Коми. История. Автотранспорт.
Дорожное строительство и грузоперевозки в Республике Коми.
Транспорт в Коми
- До 1917 Коми край практически не имел дорожной сети. Основными путями сообщения были
реки Печора, Мезень, Вычегда и их притоки.
В 1940 на территории республики, помимо судоходных путей, имелось лишь
20 км железных дорог общего пользования и практически отсутствовали
асфальтированные дороги.
Хотя сегодня транспортный комплекс Коми представлен всеми видами транспорта
(например, с 1960 по 1995 протяженность ж.-д. путей увеличилась в 1,5 раза,
трубопроводов — в 9,8 раза, автдорог с твердым покрытием — в 10 раз), густота
транспортной сети республики и категорийность путей сообщения остаются на низком уровне.
Плотность автомобильных дорог общего пользования на 1000 кв. км равна 11,5 км,
ж. д. — 4,1 км, судоходных путей — 8,9 км, что составляет всего 42%, 80% и 162%
соответственно от средних показателей по России.
В структуре грузоперевозок большую роль играет ж.-д. транспорт, на долю которого
приходится ок. 29,4% от общего объема отправления грузов. Удельный вес автомобильного
транспорта — 2,9%, трубопроводного (перекачка нефти и газа с учетом транзитного) — 66,6% ,
речного — 0,7%, воздушного — менее 0,1%.
Эксплуатационная длина ж.-д. путей Коми достигает 3,0 тыс. км, в т.ч.
общего пользования — 1726 км. Основу ж.-д. сети республики образует
магистраль Котлас - Воркута, входящая в состав Северной железной дороги.
От нее отходят тупиковые ж.-д. ветки: Микунь - Сыктывкар, Микунь - Вендинга,
Сосногорск - Троицко-Печорск, Сыня - Усинск, Чум - Лабытнанги. Имеется значительное
количество ж. д. дорог ведомственного пользования.
В соответствии с планами освоения территории Коми начинается дальнейшее развитие ж.-д.
путей. Объектами нового ж.-д. строительства признаны участки ж. д.
Вендинга - Карпогоры (часть проектируемой железной дороги «Белкомур»,
общая протяженность 222 км, в пределах Коми — 55 км),
Троицко-Печорск - Соликамск (общая протяженность 350 км, в пределах Коми — 150 км),
Ухта (или Чиньяворык) - Четлас.
В качестве альтернативных вариантов этим дорогам
предлагаются участки ж. д. Троицко-Печорск - Полуночное, Сыктывкар - Пелес и Кослан - Четлас.
В перспективе предполагается развитие ж.-д. сети в северном направлении — к портам
морей бассейна Северного Ледовитого океана с выходом на Северный морской путь.
Протяженность трубопроводного транспорта общего пользования, использующегося для
перекачки углеводородов от мест добычи к потребителям внутри республики и из других
регионов России и ближнего зарубежья, составляет 4,0 тыс. км. В РК берут начало
магистральный нефтепровод Возей - Ухта - Ярославль и магистральяние Севера»,
по которым нефть и газ поставляются в центр, и сев.-западные районы европейской части РФ,
а также в Белоруссию и государства Балтии. Создана разветвленная сеть межпромысловых
трубопроводов. Часть трубопроводов внутрирайонного значения обеспечивают нефтью и газом
внутренних потребителей: Ухтинский НПЗ, Сосногорский ГПЗ, Печорскую ГРЭС, Сосногорскую ТЭЦ-2.
Строительство 2-й и 3-й ниток системы газопроводов «Сияние Севера» и продление газопровода
до Пунги, а затем Медвежьего и Уренгоя превращает РК в транзитный регион. Эта функция
окончательно закрепится за ней после ввода в эксплуатацию
мощной системы газопроводов Ямал - Запад, которая пройдет по территории Коми
вдоль ж.-д. магистрали Котлас - Воркута.
Отсутствие в ряде районов ж. д. и автомобильных дорог отчасти восполняется водным
транспортом. Общая длина судоходных рек в пределах республики составляет 6,1 тыс. км,
внутрених водных судоходных путей — 3,7 тыс. км. Однако только на 1 тыс. км судоходство
возможно в течение всего навигационного периода (река Печора ниже с. Дутово и Вычегда ниже устья
реки Локчим). На всю республику приходится 2 крупных речных порта — Печорский и Сыктывкарский.
Наиболее динамично развивающийся вид транспорта Коми — автомобильный.
Он обеспечивает в основном внутриреспубликанские грузов и пассажиров. Длина автодорог
республики равна 14,6 тыс. км, в т.ч.: общего пользования — 4,8 тыс. км,
ведомственых — 9,8 тыс. км. Общая протяженность дорог с твердым покрытием
достигает 8,6 тыс. км, из них 47,7% — общего пользования. Сеть автодорог общего
пользования наиболее развита в южной части республики. В крупных леспромхозах,
на нефте- и газопромыслах построены внутрихозяйственные дороги с улучшенным покрытием.
Для вывоза леса и снабжения отдаленных поселков создаются сезонные дороги («зимники»),
действующие в течение полугода. Первоочередными объектами в стр-ве автодорог признаны
участки Усть-Кулом-Войвож, Ухта-Инта - Воркута. Намечается
строительство асфальтированных дорог Сыктывкар-Троицко-Печорск, Айкино-Кослан, Ухта-Вуктыл.
Бурное развитие авиационного транспорта началось в республике в 1960-е.
Ныне Коми имеет разветвленную сеть аэропортов и авиалиний. Наиболее крупные из существующих
аэропортов находятся в Сыктывкаре, Воркуте, Ухте, Печоре, Усинске, Инте, Вуктыле, Ижме,
Кослане и Усть-Цильме. В ближайшие годы намечено ввести в строй действующих
аэропорты «Соколово» (Сыктывкар) и «Советский» (Воркута).
Автомобильный транспорт
- Автомобильный транспорт в Республике Коми развивается с начала 1930-х.
В 1932 закончено строительство первого гравийного шоссе Вогваздино—Княжпогост—Ухта (261 км).
В 1941 в г. Сыктывкаре насчитывались 453 автомашины для перевозки грузов, марок
ЗИС-5
«трёхтонка» и ГАЗ-АА
(«полуторка», доработанный Форд АА).
Началом междугородного автобусного сообщения является 1936, когда первые два
автобуса марки ГАЗ-03-30
(пассажировместимостью 17 чел.) начали курсировать на линии Сыктывкар—Мураши.
В 1940 открылось автобусное движение на Княжпогост. В послевоенные годы появились
новые маршруты: Сыктывкар—Визинга, Ухта—Троицко-Печорск.
Более интенсивно междугородные автобусные перевозки стали развиваться
с созданием самостоятельной пассажирской конторы в Сыктывкаре в 1957: вместо 7 маршрутов
(Сыктывкар—Княжпогост, Сыктывкар—Визинга, Сыктывкар—Сторожевск, Сыктывкар—Усть-Кулом,
Сыктывкар—Айкино, Сыктывкар—Вогваздино, Сыктывкар—Объячево) протяженностью 900 км
и перевозкой 100 тыс. пассажиров в год, в 1965 осуществлялся 21 маршрут протяженностью
2500 км с перевозкой 200 тыс. пассажиров. В 1988 работали 57 междугородных маршрутов,
протяженностью 6640 км, на которых перевезено 2 млн. пассажиров.
В 1995 — 47 междугородных маршрутов протяженностью 6599 км (перевезено 1,3 млн. чел).
Автомобильные дороги общего пользования получили преимущественное развитие в р-нах
Сыктывкара (Сыктывкар—Визинга—Объячево—Мураши—Киров с веткой на Койгородок,
Сыктывкар—Княжпогост—Ухта, Сыктывкар—Усть-Кулом—Помоздино)
и г. Ухты (Ухта—Троицко-Печорск,Ухта—Ниж. Одес—Вуктыл) и Ираёль—Ижма.
Динамика перевозок грузов и пассажиров автотранспортом Коми
- В 1940 г. перевезено грузов 0.6 млн. т и 0.05 млн. чел.
- В 1950 г. перевезено грузов 10.8 млн. т
- В 1960 г. перевезено грузов 31.8 млн. т и 35.9 млн. чел.
- В 1970 г. перевезено грузов 65.9 млн. т
- В 1980 г. перевезено грузов 135.3 млн. т и 253.8 млн. чел.
- В 1990 г. перевезено грузов 151.8 млн. т
- В 1995 г. перевезено грузов 77.4 млн. т и 237.9 млн. чел.
- В 2008 г перевезено грузов 45.5 млн. т и 108.1 млн. чел.
- В 2009 г за январь-июнь перевозки грузов автомобильным транспортом Коми в сравнении соответствующим периодом
2008 г снизились на 5%, перевозки пассажиров автобусами — на 6%.
Первый автомобиль в Сыктывкаре для перевозки грузов, 1930 год.
На задние колеса американского грузовика Форд АА заранее надеты цепи, чтобы
проехать здесь в непролазной грязи, а с боку грузовой платформы прикреплена доска чтобы
не скатились бочки (на его лицензионной копии —
ГАЗ-АА для большей проходимости стали ставить
по две пары задних колес; так же по советским чертежам был спроектирован бортовой кузов).
Дорожное строительство в Коми
Дорожное строительство в 1920-1930-х гг.
- С 1909 в результате 2 войн — 1-й мировой и гражданской — дороги Коми края не только
не строились, но все больше разрушались. Ко времени образования Коми автономной
области (1921) все 2933 км дорог были для гужевого транспорта. Имелись 2500 деревянных
мостов и труб, протяженностью 12,7 км. Все дороги требовали капитальной перестройки.
Технич. оснащение дорожных строителей состояло из топора, пилы, лошади и крестьянских
саней или телег. В областном Комиссариате местного транспорта имелось 8 телег, 475 осей
для них, 260 колес и 40 передков артиллерийского образца. Председатель Облисполкома
В. И. Сорвачев в 1923 телеграфировал в Москву: «Ввиду хронического отсутствия средств
дороги государственного значения приходят к полному разрушению, поглощая последние гроши
местного дефицитного бюджета».
На территории области проходило 5 трактов межгубернского значения для грузоперевозок:
Усть-Сысольск — Мураши (335 км), Усть-Сысольск — Троицко-Печорск (411 км),
Усть-Сысольск — граница Яренского уезда (179 км), Усть-Вымь — Кослан (224 км) и
Половники — Ухта (193 км, находился в стадии строительства).
В 1922 организованы первые дорожные участки в Усть-Сысольске, Визинге, Усть-Куломе
и Усть-Выми. 25 августа 1923 3-й съезд Советов Коми авт. обл. принял программный документ
по восстановлению и строительству дорог. Решено построить дорогу Ижма — Усть-Ухта
протяженностью 233 км и оказывать гос. помощь путем бесплатного отпуска лесоматериалов
и денежных дотаций.
С 1925 вплоть до 1959 в дорожном строительстве страны применялось обязательное
трудовое участие сельского населения. В 30-е гг. именно за счет этого содержалось
80% всех дорог.
В 1925 началось строительство грунтовой дороги гос. значения Усть-Еловка — Якша (46 км).
В тяжелых условиях в 1930 дорога была построена, что позволило перевозить грузы
по Камско-Печорскому прямому пути.
Об огромных трудностях свидетельствует история строительства
Ухтинского тракта, начало которому
было положено еще в 1909 Вологодским губернским земством, а сданного в эксплуатацию
только в 1932. Это автомобильное шоссе Половники — Ухта (192 км) позволило соединить
Вычегодский район с Ухтой, где уже были разведаны богатые запасы нефти.
В 1925 году на дорожных работах стали применяться машины:
построена показательная верста от Усть-Сысольска в сторону с. Выльгорт.
Работы производились на 7 версте машинным способом: вспашка дороги
плугом и бороною вместо ручной кирковки с распылением песка и его разглаживанием
утюгом и укаткою катком. Способ считался прогрессивным: ручная кирковка
квадратной дороги стоила 28 коп., машинная — 15.
Дорожная техника в Коми в конце 1920-х гг.
Дорожное строительство в 1930-х - 1980-х гг.
- В 1929 образован отдел шоссейных и грунтовых дорог, преобразованный в 1938
в Дорожное управление при СНК Коми АССР. Дороги классифицировались на областные (1330 км),
уездные (1316 км), волостные (1470 км) и сельские (2803 км).
В 1931 построено улучшенное автомобильное шоссе Усть-Вымь — Ухта протяженностью 275 км
для доставки грузов и пассажироперевозок. Решалась важнейшая задача — реконструкция Мурашинского
тракта, являвшегося ближайшей связью Коми области с железной дорогой.
В 1934 построена автомобильная дорога Вогваздино — Чибью, имевшая щебенчатое и гравийное
покрытие. «Ухтапечстроем» проложено шоссе Ухта — Крутая (115 км) и зимник Ухта — Воя (216 км).
Большие объемы строительства в 1930-е осваивали органы НКВД силами заключенных.
Несмотря на резкое сокращение финансирования в годы Великой Отечественной войны,
зимой 1944 открылось гужевое движение по новой дороге Ижма — Ираёль (95 км), обеспечивавшей
выход Ижемского и Усть-Цилемского р-нов на ж. д. Котлас — Воркута.
В 1949 построен первый цех дорожного битума. Вступил в эксплуатацию каменный карьер
мощностью 50 тыс. м3 щебня. В 1950 организована Сыктывкарская машинно-дорожная станция,
приступившая к строительству 67 км дороги Сыктывкар — Вогваздино (постр. в 1957).
В 1963 построена дорога с гравийным покрытием Сыктывкар — Визинга (82 км).
Построены асфальтобетонные заводы в Сыктывкаре, Визинге, Княжпогосте, Объячеве,
Летке, Айкино. Это позволило с 1966 начать стр-во асфальтобетонных шоссейных дорог
в сельской местности.
Большой победой дорожников явилась сдача в эксплуатацию в 1979
автомагистрали с асфальтобетонным покрытием Сыктывкар — Мураши (381 км). На стр-ве
уложено 550 тыс. м3 щебня, 500 тыс. т асфальта, построено 27 железобетонных мостов
и уложено 600 труб. С вводом этой главной автомагистрали республика получила возможность
резкого увеличения грузовых и пассажирских автоперевозок в центральные районы страны.
В 1986 построена автомагистраль Сыктывкар — Усть-Кулом (175 км),
в 1990 — Емва — Ухта (190 км), в 1991-95 на селе построено 705 км асфальтированных дорог.
Первый железобетонный мост построен в 1959 в Княжпогосте через р. Кылтовку
протяженностью 76 м. А с 1959 по 1975 построено 35 железобетонных и металлических мостов
дл. 2115 погонных метров.
Наиболее крупные из них:
1962 — мост через р. Вычегду в р-не с. Слуда (543),
1972 — через р. Сысолу в р-не г. Сыктывкара (345),
1974 — через р. Мезень (430),
1983 — через р. Вычегду в р-не с. Корткерос (500),
1986 — через р. Вишеру в р-не с. Сторожевск (265),
1987 — через р. Ухту в р-не г. Сосногорска (382),
1988 — через р. Сысолу у с. Койгородок (150),
1994 — через р. Вымь у с. Вогваздино (456).
Сталежелезобетонный мост через Вишеру у с. Сторожевск, дл. 265 м.
|
|
|
|
|
|
|
|
^ ВВЕРХ ^ |
|