Дороги Коми. Перевозки различных грузов
сайт Леонида Томова
Природа
История Коми

Перевозка опасных грузов

Дороги
Перевозки грузов
ПОИСК: 
Автомобильные перевозки опасных грузов. Правила перевозки опасных грузов. Классификация опасных грузов. Опасный груз знак.

Правила перевозки опасных грузов

  • В последнее время в связи с постепенным увеличением дефицита природных материалов в экономике все шире используются синтетические вещества, а следовательно, расширяется их перевозка. Практически все такие вещества относятся к опасным.
    К опасным грузам относят вещества и предметы, которые при транспортировании, выполнении погрузочно-разгрузочных работ и хранении могут послужить причиной взрыва, пожара и ] повреждения транспортного средства, складов, устройств, зданий и сооружений, а также гибели, увечья, отравления, ожогов, облучения или заболевания людей и животных. Перевозка опасных грузов регламентируется специальными правилами.

  • При подготовке и организации перевозки опасных грузов необходимо руководствоваться следующими основными документами:
    • Европейское соглашение о международной дорожной перевозке опасных грузов автомобильным транспортом ADR (ДОПОГ) распространяется на международные перевозки опасных грузов, т.е. перевозки, производимые через территорию по крайней мере двух стран, подписавших соглашение. Соответствующие национальные соглашения, как правило, соответствуют ДОПОГ, но могут иметь и дополнительные условия, относящиеся к местным перевозкам - когда перевозка начинается и заканчивается на национальной территории. ДОПОГ разработано Европейской экономической комиссией ООН и подписано в Женеве 30 сентября 1957 г. Последней редакцией ДОПОГ является редакция 2003 г. (ДОПОГ-2003), максимально учитывающая Типовые правила Рекомендаций по перевозке опасных грузов ООН, которые по цвету обложки англоязычного издания традиционно принято называть Оранжевой книгой. Новая структура ДОПОГ-2003 соответствует Международному кодексу морской перевозки опасных грузов, Техническим инструкциям по безопасной перевозке опасных грузов по воздуху и Правилам международной перевозки опасных грузов по железным дорогам. Это единообразие должно облегчить соблюдение соответствующих правил грузоотправителями и перевозчиками, участвующими в мультимодальных перевозках
      Основная цель принятия ДОПОГ — повышение безопасности дорожных перевозок без ограничения на номенклатуру перевозимых грузов, кроме особо опасных для перевозки. Безопасность должна обеспечиваться не в меньшей мере, чем облегчение связанных с перевозкой задач. Последнее достигается посредством упрощения формальных процедур за счет единой классификации и требований. Для достижения поставленной цели ДОПОГ определяет требования не только к перевозчику, но и к грузовладельцу, производителям тары и автотранспорта, а также органам управления дорожным движением.
    • Постановление Правительства РФ от 23.04.94 № 372 «О мерах по обеспечению безопасности при перевозке опасных грузов автомобильным транспортом» и приказ Минтранса РФ от 06.07.94 № 47 «О мерах по обеспечению безопасности при перевозке опасных грузов автомобильным транспортом» вводят обязательное обучение водителей, осуществляющих перевозку определенного вида опасных грузов. К перевозке опасных грузов допускаются водители, имеющие непрерывный стаж работы в качестве водителя транспортного средства данной категории не менее трех лет.
    • Инструкция по обеспечению безопасности перевозок опасных грузов автомобильным транспортом (инструкция перерабатывается), утвержденная приказом МВД СССР от 23.09.85 № 181, содержит перечень опасных грузов по классам, указания по выбору маршрута перевозки опасного груза, рекомендации по порядку движения автомобиля с опасным грузом, требования к техническому состоянию транспортного средства, требования к водительскому составу, действия работников органов МВД в случае вынужденной остановки или ДТП, основные сведения о системе информации об опасности
    • Правила дорожного движения содержат описания дорожных знаков и табличек, с помощью которых регулируется движение автомобиля, перевозящего опасные грузы.

Сфера нормативного регулирования перевозки опасных грузов

  • Требования ДОПОГ-2003 не применяются при выполнении перевозок опасных грузов в следующих случаях:
    • перевозка опасных грузов частными лицами, когда такие грузы упакованы для розничной продажи и предназначены для их личного потребления, использования в быту, досуга или спорта, при условии, что приняты меры для предотвращения любой утечки содержимого в обычных условиях перевозки;
    • перевозка машин или механизмов, не указанных в ДОПОГ и содержащих опасный груз в их внутреннем или эксплуатационном оборудовании, при условии, что приняты меры для предотвращения любой утечки содержимого в обычных условиях перевозки;
    • перевозка, осуществляемая организациями в порядке обслуживания основной деятельности, такая как доставка грузов на гражданские строительные объекты, или в связи с производимыми измерениями, ремонтом и обслуживанием, в количествах не более 450 л на единицу тары и без превышения определенных ДОПОГ максимальных количеств. Это изъятие не распространяется на перевозки, осуществляемые организациями для собственного снабжения и для внешнего или внутреннего распределения;
    • перевозки, осуществляемые аварийными службами или под их надзором, в частности автомобилями технической помощи, перевозящими потерпевшие аварию неисправные автотранспортные средства, содержащие опасный груз;
    • срочные перевозки, осуществляемые с целью спасения людей или защиты окружающей среды, при условии, что приняты все меры для обеспечения полной безопасности таких перевозок.

    Требования ДОПОГ также не применяются при перевозке ограниченного количества опасного груза в одном автотранспортном средстве. Это касается газов и топлива, находящихся в топливных баках автомобиля, эксплуатационном или специальном оборудовании, газов, содержащихся в пищевых продуктах и напитках и тому подобное.

Классификация опасных грузов

  • Опасные грузы по требованиям ГОСТ 19433-88 «Грузы опасные. Классификация и маркировка» и ДОПОГ распределяются на следующие классы:
    • 1 — взрывчатые материалы (ВМ): подклассы 1.1 ...1.6
    • 2 — газы, сжатые, сжиженные и растворенные под давлением: подклассы 2.1 ...2.4
    • 3 — легковоспламеняющиеся жидкости (ЛВЖ): подклассы 3.1 ...3.3
    • 4 — легковоспламеняющиеся твердые вещества (ЛВТ, подклас 4.1); самовозгорающиеся вещества (СВ, подклас 4.2); вещества, выделяющие воспламеняющиеся газы при взаимодействии с водой (подклас 4.3)
    • 5 — окисляющие вещества (ОК, подклас 5.1) и органические пероксиды (ОП, подклас 5.2)
    • 6 — ядовитые вещества (ЯВ, подклас 6.1) и инфекционные вещества (ИВ, подклас 6.2)
    • 7 — радиоактивные материалы (РМ); на подклассы не разделены
    • 8 — едкие и (или) коррозионные вещества (ЕК): подклас 8.1 (обладающие кислотными свойствами) и подклас 8.2 (обладающие основными свойствами)
    • 9 — прочие опасные вещества: подклас 9.1 (грузы, которые не отнесены к классам 1 ...8) и подклас 9.2 (грузы, обладающие видами опасности, проявление которых представляет опасность только при их транспортировке навалом на водном транспорте)

  • Перечень «особо опасных грузов» по ГОСТ 19433-88:
    • 1. Взрывчатые вещества класса 1, кроме подклассов 1.4; 1.5 и 1.6.
    • 2. Радиоактивные вещества класса 7.
    • 3. Невоспламеняющиеся неядовитые газы окисляющие.
    • 4. Ядовитые газы окисляющие.
    • 5. Ядовитые газы окисляющие, едкие и (или) коррозионные.
    • 6. Легковоспламеняющиеся жидкости с температурой вспышки менее минус 18 °С ядовитые.
    • 7. Легковоспламеняющиеся жидкости с температурой вспышки менее минус 18 °С едкие и (или) коррозионные.
    • 8. Легковоспламеняющиеся жидкости с температурой вспышки от минус 18 °С до плюс 23 °С едкие и (или) коррозионные.
    • 9. Легковоспламеняющиеся жидкости с температурой вспышки от минус 18 °С до плюс 23 °С ядовитые, едкие и (или) коррозионные.
    • 10. Легковоспламеняющиеся твердые вещества едкие и (или) коррозионные.
    • 11. Легковоспламеняющиеся твердые вещества саморазлагающиеся при температуре не более 50 °С с опасностью разрыва упаковки.
    • 12. Самовозгорающиеся твердые вещества ядовитые.
    • 13. Самовозгорающиеся твердые вещества едкие и (или) коррозионные.
    • 14. Вещества, выделяющие горючие газы при взаимодействии с водой, легковоспламеняющиеся.
    • 15. Вещества, выделяющие горючие газы при взаимодействии с водой, самовозгорающиеся и ядовитые.
    • 16. Вещества, выделяющие горючие газы при взаимодействии с водой, легковоспламеняющиеся, едкие и (или) коррозионные.
    • 17. Окисляющие вещества ядовитые, едкие и (или) коррозионные.
    • 18. Органические пероксиды взрывоопасные, саморазлагающиеся при температуре не более 50 °С.
    • 19. Органические пероксиды саморазлагающиеся при температуре более 50 °С.
    • 20. Органические пероксиды взрывоопасные.
    • 21. Органические пероксиды без дополнительного вида опасности
    • 22. Органические пероксиды едкие для глаз.
    • 23. Органические пероксиды легковоспламеняющиеся.
    • 24. Органические пероксиды легковоспламеняющиеся, едкие для глаз.
    • 25. Ядовитые вещества, летучие без дополнительного вида опасности.
    • 26. Ядовитые вещества, летучие легковоспламеняющиеся, с температурой вспышки не более 23 °С.
    • 27. Ядовитые вещества, летучие легковоспламеняющиеся, с температурой вспышки больше 23 °С, но не более 61 °С.
    • 28. Ядовитые вещества, летучие едкие и (или) коррозионные.
    • 29. Едкие и (или) коррозионные, обладающие кислотными свойствами, ядовитые и окисляющие.
    • 30. Едкие и (или) коррозионные, обладающие кислотными свойствами, окисляющие.
    • 31. Едкие и (или) коррозионные, обладающие кислотными свойствами, ядовитые.
    • 32. Едкие и (или) коррозионные, обладающие основными свойствами, легковоспламеняющиеся, с температурой вспышки от 23 °С до 61 °С.
    • 33. Едкие и (или) коррозионные, обладающие основными свойствами, окисляющие.
    • 34. Едкие и (или) коррозионные разные, ядовитые и окисляющие.
    • 35. Едкие и (или) коррозионные разные, легковоспламеняющиеся, с температурой вспышки не более 23 °С.
    • 36. Едкие и (или) коррозионные разные, легковоспламеняющиеся, с температурой вспышки от 24 °С до 61 °С.
    • 37. Едкие и (или) коррозионные разные, ядовитые.

  • Таблица совместимости при перевозках опасных грузов и грузов общего назначения:
    Классы и подклассы опасных грузов Перечень опасных грузов общего назначения, запрещенных к совместной перевозке
    1 Легкогорючие
    2.1 Запрещений нет
    2.2 Продовольственные, хлебофуражные, парфюмерно-косметические, фармацевтические, домашние вещи
    2.3 Легкогорючие, минеральные, растительные и животные жиры
    3 Легкогорючие, продовольственные, домашние вещи, грузы, боящиеся намокания
    4.1 и 4.2 Легкогорючие, продовольственные
    4.3 Легкогорючие, продовольственные грузы, содержащие водные растворы
    5 Легкогорючие, минеральные и растительные жиры, мука, крахмал, комбикорм и другие порошкообразные грузы
    6 Продовольственные, хлебофуражные, парфюмерно-косметические, фармацевтические, домашние вещи
    7 Все грузы
    8 Продовольственные, легкогорючие изделия из камня, цемента, стекла, фарфора, чугуна, железа
    9.1 Легкогорючие
    9.2 Легкогорючие, продовольственные
    9.3 Продовольственные, хлебофуражные, парфюмерно-косметические, фармацевтические, домашние вещи
    9.4 Запрещений нет

Маркировка опасных грузов

  • На каждую упаковку опасного груза должна быть нанесена разборчивая и долговечная маркировка (номер ООН с буквами UN). Для опасных грузов классов 1, 2 и 7 помимо номера должмо указываться отгрузочное наименование. Помимо транспортной маркировки на каждой упаковке с опасным грузом, а также на внешней таре при ее наличии размещаются знаки опасности и необходимые предупреждающие надписи. Помещение знаков является обязанностью грузоотправителя. Знаки опасности наносятся в строго определенных местах в зависимости от типа тары в общем случае так, чтобы они были видны при любом транспортном положении тары. Если груз обладает несколькими видами опасности, то на упаковку наносят все знаки опасности, соответствующие этим видам.
    Расположение маркировки, характеризующией транспортную опастность на грузовой еденице (по ГОСТ 19433-88)
    Расположение маркировки, характеризующией транспортную опастность на грузовой еденице (по ГОСТ 19433-88)

    Номер знака опасности соответствует классу и подклассу опасного груза. Как правило, маркировка должна выполняться непосредственно на таре с опасным грузом способом, обеспечивающим ее сохранность от внешних воздействий. В случае ее выполнения на отдельных щитках последние должны быть надежно прикреплены (ГОСТ 26319—84).

    Система информации об опасности при перевозке опасных грузов включает в себя:

    • аварийную карточку для определения мероприятий по ликвидации последствий ДТП. Аварийная карточка заполняется по единой форме изготовителем опасного груза;
    • информационную табличку для обозначения подвижного состава. Информационная табличка укрепляется спереди и сзади автомобиля;
    • информационную карточку для расшифровки кода экстренных мер, указанного на информационной табличке. Информационная карточка находится в органах, имеющих отношение к ликвидации последствий аварий.

Требования к автотранспорту и дополнительному оборудованию при перевозке опасных грузов

  • Автомобиль для перевозки опасного груза не может включать более одного прицепа или полуприцепа.

    Каждая транспортная единица должна быть снабжена:

    • по крайней мере одним противооткатным упором, причем размеры упора должны соответствовать массе автомобиля и диаметру его колес;
    • двумя предупреждающими знаками с собственной опорой (конусы или треугольники, отражающие свет фар, или мигающие фонари желтого цвета, независимые от системы электрооборудования автомашины);
    • курткой или одеждой яркого цвета для каждого члена экипажа автотранспортного средства;
    • одним карманным фонарем для каждого члена экипажа автомашины;
    • индивидуальными средствами защиты в соответствии с требованиями письменных инструкций.

    При перевозке опасных грузов в цистернах транспортного средства сзади по всей ширине должен иметь бампер, в достаточной степени предохраняющий от удара сзади и расположенный на расстоянии не менее 100 мм от крайней точки цистерны или ее арматуры.

    Конструкция транспортного средства должна отвечать следующим требованиям:

    • наличие антиблокировочной тормозной системы (до 01.01.2010 это требование распространяется только на атомобиль полной массой более 16 т и прицепов полной массой более 10 т.);
    • наличие износостойкой тормозной системы;
    • наличие аварийной тормозной системы;
    • все электрические цепи должны быть защищены предохранителями заводского изготовления с плавкой вставкой, или автоматическими выключателями, или ограничителями тока (исключая некоторые прямые соединения типа «аккумулятор-стартер»);
    • автомобиль должен иметь управляемое из кабины водителя приспособление для отключения аккумулятора от электрических цепей;
    • двигатель нагревающиеся детали тормозных механизмов и при необходимости перекачивающий насос не должны подвергать груз опасности нагревания или воспламенения;
    • топливные баки должны быть по возможности защищены от повреждения в случае столкновения и расположены так, чтобы в случае утечки топливо могло вытекать непосредственно на землю Топливные баки, содержащие бензин, должны быть снабжены эффективным уловителем пламени;
    • система выпуска выхлопных газов должна быть расположена таким образом, чтобы груз не подвергался опасности перегрева или воспламенения. Части выхлопной системы, находящиеся непосредственно под топливным баком (дизельное топливо) должны быть расположены на расстоянии как минимум 100 мм или отделены от бака теплозащитным экраном.

Опасный груз знак

    На каждой транспортной единице, перевозящей опасный груз, должны находится:
    • по крайней мере один портативный огнетушитель с достаточной общей емкостью, пригодный для тушения пожара в двигателе или любой другой части автотранспортного средства, если автомобиль не оборудован стационарной автоматической системой пожаротушения;
    • по крайней мере один портативный огнетушитель, который может потушить загоревшийся груз (в том числе на груженом прицепе, находящемся на дороге общего пользования, если он отцеплен от тягача и находится вдали от него).

    Запрещается использование осветительных приборов с открытым пламенем внутри транспортного средства, перевозящего опасный груз. Кроме того, используемые осветительные приборы не должны иметь металлических поверхностей, способных вызывать искрение.

    Спереди и сзади автомобиля, перпендикулярно оси автомобиля, устанавливаются информационные светоотражательные таблички опасный груз оранжевого цвета. На автоцистернах такие таблички должны устанавливаться и по бокам.

    Идентификационный номер опасности состоит из двух или трех цифр, означающих: 2 — выделение газов в результате давления или химической реакции; 3 — воспламеняемость жидкостей и газов; 4 — воспламеняемость твердых веществ; 5 — окисляющие свойства (вещество, поддерживающее горение); 6 — ядовитое вещество; 7 — радиоактивное вещество; 8 — коррозионное вещество; 9 — опасность самопроизвольной бурной реакции.

    Удвоение цифры обозначает усиление соответствующего вида опасности. Ноль обозначает точную характеристику опасности только предшествующей цифрой.

    Буква Х перед номером обозначает опасность соприкосновения с водой.

    Знаки в коде экстренных мер имеют следующие значения: 1 — не применять для тушения воду; 2 — применять водяные струи; 3 — применять распыленную воду; 4 — применять пену или составы на основе хладонов; 5 — не допускать попадания в водоемы и сточные воды; Д — необходим дыхательный аппарат и защитные перчатки; П — дыхательный аппарат и защитные перчатки необходимы только при пожаре; К — необходим полный защитный комплект; Э — требуется эвакуация людей.

    Информационная табличка автотранспортного средства, перевозящего опасные грузы во внутреннем сообщении
    Информационная табличка автотранспортного средства, перевозящего опасные грузы во внутреннем сообщении


nasa карты дороги история природа чудес
о монете каталог ценник валюты

^ ВВЕРХ ^


  Copyright © 2006-2014, Леонид Томов
Rambler's Top100 mailto: tomovl@mail.ru