Грузы, которые по своим размерам и свойствам могут быть
сформированы в пакеты, должны предъявляться к перевозке, как
правило, в пакетированном виде. Пакетирование груза чаще всего
выполняет грузовладелец до предъявления их к перевозке. Однако
в логистических системах доставки пакетирование может
выполняться и другими участниками перевозочного процесса,
например на терминале (для повышения эффективности выполнения
транспортно-грузовых работ). Пакеты, предъявляемые к
перевозке, должны отвечать требованиям стандартов или технических условий.
Поддоны для перевозки пакетированных грузов могут
принадлежать перевозчику, грузоотправителю или грузополучателю (если
стоимость транспортной упаковки включена в стоимость товара).
Поддоны, принадлежащие грузоотправителю, после перевозки
обычно возвращаются владельцу. При постоянных перевозках для
повышения ответственности перевозчика целесообразно поддоны перевести в оборотный фонд.
При перевозке грузов в пакетах в товарно-транспортной накладной,
помимо основных реквизитов, указывается:
- количество пакетов;
- вид упаковки отдельных мест;
- тип поддона в соответствии со стандартами или техническими условиями;
- масса нетто груза в пакете;
- масса брутто пакетов.
Прием и сдача грузов пакетами перевозчиком осуществляется
по количеству пакетов с их наружным осмотром для проверки
целости без их расформирования и взвешивания.
Нормы времени простоя автомашины устанавливаются отдельно для
пунктов погрузки и разгрузки. Для бортовых автомашин время на погрузку
или разгрузку груза массой до 1 т включительно можно принять
ориентировочно 12 мин, свыше 1 т за каждую полную или
неполную тонну добавляется 2 мин. Для автофургонов и других автотранспортных средств,
загрузка или разгрузка которых осуществляется через боковые
проемы, за массу груза до 1 т — 13 мин, сверх 1 т за каждую
полную или неполную тонну добавляется 3 мин.
Отдельные ведомства (например. Министерство путей
сообщения РФ) используют для собственных подразделений свои
нормативы, которые учитывают номенклатуру перерабатываемых грузов,
особенности организации и приемы работ, а также используемые технические средства.
Предъявляемый к перевозке груз должен быть подготовлен в
соответствии с ГОСТ 26653—90 и с учетом требований стандартов
на продукцию, Правил перевозок грузов и другой нормативной
документации. Подготовка груза к перевозке должна обеспечивать:
- сохранность груза на всем протяжении перевозки и безопасность
автотранспортного средства и окружающей среды;
- максимальное использование грузоподъемности и (или) грузовместимости
автотранспортного средства и грузоподъемных механизмов;
- необходимую прочность упаковки груза при штабелировании и перегрузочных операциях;
- удобство проведения грузовых операций, крепления и размещения на автомашине и складах.
Грузоотправитель отвечает за последствия недостатков тары и
внутренней упаковки грузов (бой, поломка, деформация, течь и
т.п.), а также применение тары и упаковки, не соответствующей
свойствам груза, его массе или установленным стандартам.
При планировании загрузки автомашины тарно-штучными грузами
необходимо следить за соблюдением норм предельно допустимых
нагрузок на оси автотранспортного средства — их нарушение может повлечь наложение штрафа
на водителя и перевозчика. Распределение осевых нагрузок между
осями зависит от продольного размещения груза в кузове автомобиля,
особенно если груз имеет относительно большую единичную массу.
В этом случае, даже при соблюдении разрешенной полной массы
автотранспортного средства, какая-либо из осей может быть перегружена.
При размещении тарно-штучных грузов в кузове автомашины
необходимо учитывать, что груз, как правило, укладывается в один ярус
(кроме крытого автотранспорта). Штучный груз должен быть уложен без
промежутков. При наличии промежутков между грузовыми
местами следует использовать надежные прокладки. Тара с жидким
грузом должна устанавливаться пробкой вверх. Возвышение груза
над бортом автомобиля не должно превышать одной трети его высоты.
Штучные грузы, возвышающиеся над бортами кузова,
необходимо увязывать крепким исправным такелажем. Крепление груза
|
Правила перевозки труб.
Кузов снабжен приспособленим,
предотвращающее скатывание, прокладками, башмакми.
Борта удлиняются вертикальными вставками. |
должно исключить его перемещение и опрокидывание в процессе перевозки.
Полуприцепы должны загружаться с передней части, а разгружаться с задней.
Длинномерные грузы перевозятся на автомобилях с
прицепами-роспусками, к которым груз должен надежно крепиться. При
одновременной перевозке длинномерных грузов различной
длины более короткие грузы должны располагаться сверху.
Металлопрокат (рельсы, пруток, профильный прокат, трубы
диаметром до 350 мм и т.д.), чушки цветных металлов, медные и
никелевые катоды, мотки проволоки должны поставляться к перевозке в пакетах.
Грузоотправитель обязан до предъявления к перевозке
железобетонных изделий выдать перевозчику грузовые характеристики
изделий и условия их строповки и складирования, в которых указывают:
- наименование изделия, его марку, массу и размеры;
- схему складирования и число ярусов, допускаемое в штабеле,
исходя из прочностных характеристик изделия;
- размеры прокладок;
- схему строповки с указанием предельных углов отклонения ветвей стропа от вертикали;
- данные по захватным приспособлениям;
- особые условия при погрузочно-разгрузочных работах и размещении груза.