Дороги Коми. Перевозки различных грузов
сайт Леонида Томова
Природа
История Коми

Авиаперевозки в Коми

Дороги
Перевозки грузов
ПОИСК: 
История авиации. Первый самолет в Сыктывкаре. Авиаперевозки Коми. Самолет Сухой Суперджет 100. Боинг 737 500

Авиация в Коми, авиаперевозки

  • Авиация в Республике Коми перевозит грузы и рабочие бригады в труднодоступные места, выполняет строительно-монтажные работы, осуществляет охрану лесов от пожаров и удобрение сельхозугодий, аэросъемку, патрулирование нефтегазопроводов, линий электропередач, аэровизуальное обследование лесосплавных рек и нерестилищ ценных пород рыб, оказывает мед. помощь населению, обслуживает оленеводов, геологов, строителей, энергетиков.

    В 1987 впервые выполнен аэросев семян ели и сосны. Самолеты и вертолеты Коми УГА оказали значительную помощь в строительстве линии электропередачи Печора—Инта—Воркута, моста через р. Вычегду, в строительстве и эксплуатации газопровода Ямал—Центр. Вертолеты Коми УГА выполняют и уникальные операции. Так, экипаж вертолета Ми-ЮК Ухтинского авиапредприятия Коми УГА под рук-вом заслуженного пилота СССР Г. С. Мальцева осуществил демонтаж радиотелевиз. вышки на Шаболовке в Москве. В 1987 с помощью вертолетов Коми УГА в кратчайший срок введена в строй линия электропередачи в районах стихийного бедствия в Грузии,

    На территории Республики Коми действуют 7 аэропортов:
    в Сыктывкаре (может принимать Ил-76, Ту-154, Ту-134, Ту-204, Ан-12, Airbus A320-200, А319-100, Боинг 737-500, Боинг 737-800, Суперджет 100, а также легкие самолеты и вертолёты всех типов),
    в Воркуте (принимает самолёты Ту-134, Ил-18, Ил-114 и вертолеты всех типов),
    в Ухте (способен принимать Ил-76, Ту-154, Airbus A320-200, Boeing 737-500),
    в Печоре (принимает самолёты Ан-24, Ан-26, Як-40, Л-410, Ан-28, Ан-2, вертолёты всех типов),
    в Усинске (способен принимать тяжелые - Ил-76, Ту-154 и все легкие самолеты),
    в Инте (в 2010 закрыт для самолётов всех типов)
    и Усть-Цильме (принимает вертолеты и самолеты типов Ан-24, Ан-26, Як-40).
    Все эти аэропорты являются структурными подразделениями ФГУП «Комиавиатранс». Из аэропортов Коми перевезено 269,0 тыс. человек, авиа грузоперевозок — 2,3 тыс. т.

Первый самолет в Сыктывкаре

  • 15 мая 1923 — в Коми области организовано Общество друзей Воздушного флота (председатель секретарь обкома компартии А. М. Чирков).

  • 14 августа 1925 — на реке Сысоле близ Усть-Сысольска совершил посадку первый агитационный самолет-гидроплан (водоплан) типа «Юнкерс» Центрального совета Авиахима. Самолет назывался «Смычка города с деревней». Экипаж состоял из трех человек (И.А.Вахлаков, В.Б.Копылов, Х.С.Клочко). В пределах области самолет появился 12 августа. Это было первое знакомство жителей Усть-Сысольска и вообще южных районов края с авиацией. У самолета прошел митинг, затем состоялось катание людей на гидроплане. Одним из первых пассажиров был Виктор Савин (коми поэт и драматург), написавший: «Первая борозда над Коми областью проведена, нам нужно расширять воздушную пашню и не дать ей зарасти!».
    В Усть-Сысольск на берег Сысолы причалил гидроплан J-13 (F.13). Горожане толпой высыпали на берег, чтобы посмотреть на «упавшую» с небес диковину. 14 августа 1925 года.
    Гидроплан Юнкерс F-13 на берегу Сысолы

  • Декабрь 1929 — В Усть-Сысольск для организации аэростанции для приема самолетов близ местечка Кируль прибыл назначенный руководителем станции Н.Т.Царюк.

  • 5 февраля 1930 — В Усть-Сысольске на льду реки Сысолы близ местечка Париж совершил посадку первый самолет «Дорнье-Комета» (прим. судя по фото это был немецкий Юнкерс F-13) общества «Добролёт» (будущий Аэрофлот) с пассажирами, выполнивший первый рейс по авиамаршруту Архангельск—Котлас—Усть-Сысольск. Пилотировал самолет летчик Дедушемко. Первыми совершили полет председатель Коми облисполкома И.Г.Коюшев, кандидат в члены ЦИК крестьянин из Сторожевска Микушев, крестьянка из Шошки Корычева. Расстояние до Архангельска покрывалось за 6 летных часов, до Котласа — за 3 часа.
    Первый рейсовый самолет Юнкерс F-13 на лыжах на льду Сысолы (4 пассажирских места). Сыктывкар, 5 февраля 1930 г.
    Первый рейсовый пассажирский самолет Юнкерс F-13 в Сыктывкаре. 5 февраля 1930 года

  • В то время, помимо этого 6 местного (2+4) цельнометаллического Юнкерса, регулярные рейсы в Коми выполнял и другой самолет немецкого производства «Дорнье-Комета» (двигатель BMW III, мощн. 180 л.с, впервые в небе в 1921).
    В закрытой кабине этого самолета размещалось Самолет «Дорнье-Комета» 4 пассажира (6 — в «Дорнье-Комета III»), а вот пилот находился в открытой кабине (2 пилота в «Дорнье-Комета II»).
    На этих самолетах летали только днем на малых высотах и ориентировались по железным дорогам и руслам рек. Например, на авиамаршруте Архангельск (Кардор)—Котлас—Усть-Сысольск, в Котласе в период короткого светового дня — осенью, зимой была предусмотрена ночевка.

История авиации в Коми в 1930-е - 1970-е гг.

  • В 1935 — Открыт авиамаршрут Архангельск — Нарьян-Мар — Усть-Уса — Абезь — Воркута, выполнявшийся на самолете Р-5 (это самый массовый гражданский самолет-биплан в Советском Союзе в 1930-е - 1940-е гг.; использовался как пассажирский курьерский и санитарный самолет, а также в геологии и картографии; в 1934 участвовал в спасении экипажа ледокола «Челюскин»; в Великую Отечественную использовался в качестве ночного бомбардировщика и разведчика). В этом же 1935 году почту в села Усть-Кулом и Троицко-Печорск стали доставлять самолетом Р-5.
  • В 1936 — Открыта авиалиния Сыктывкар — Ухта — Абзель. 20 января 1936 начались регулярные авиарейсы Сыктывкар — Котлас — Архангельск. Этим же летом организован аэропорт в Троицко-Печорске.
  • В 1938 открыта авиалиния Сыктывкар — Объячево — Киров. Полеты осуществлялись на самолете По-2 — до 1944 он назывался У-2 (вспомните «В бой идут одни старики», «Небесный тихоход») — многоцелевой биплан был создан в 1928 г. под руководством Н. Н. Поликарпова, с мотором воздушного охлаждения — 100 л.с., скорость — 150 км/час).
  • Декабрь 1939 — В Сыктывкаре организовано летное подразделение в составе Северного управления ГВФ; командир — Ф.Ф.Лысенко, зам. по политчасти Д.Б.Циновой, начштаба — А.А.Одинцов. В Сыктывкаре имелось более 10 самолетов. Дополнительно из Ленинградского аэропорта был выделен новый самолет Р-5.
  • в 1940 — Пилоты Сыктывкарского летного подразделения стали постоянно обслуживать местные воздушные линии в Ухту, Усть-Цильму, Ижму, Усть-Усу, Кожву, Усть-Кулом, Троицко-Печорск, Объячево, Княжпогост, Киров, Котлас и Архангельск.
  • В 1946 — Проведена реорганизация авиационных звеньев в Сыктывкаре. Образованы санитарное звено в составе 4 самолетов С-1 и С-2 (перевозка врачей, больных, медикаментов; командир — А.Н.Махов), два звена спецприменения, каждое в составе 4 самолетов По-2 (обслуживание нефтяников, газовиков, геологов, строителей, охрана лесов от пожаров, аэрофотосъемка; командиры — А.Е.Разуминин и А.С.Прянишников) и транспортное звено в составе 6 самолетов По-2 (рейсовые полеты из Сыктывкара в Кослан, Княжпогост, Усть-Кулом, Троицко-Печорск, Ухту, Ижму, Усть-Цильму, Объячево—Киров; командир — И.Н.Суров).
  • В 1946 — Коми авиационное подразделение Всесоюзного треста лесной авиации, базировавшееся в Пезмоге, начало осуществлять патрульные полеты на территории 7 районов Коми АССР
  • В 1946 — Организован Воркутинский аэропорт, входивший в состав Московского управления Гражданского воздушного флота.
  • В 1946 — 24 мая потерпел аварию самолет С-2, вылетевший из Ухты на патрулирование лесов. Летчики решили погонять лося, снизились и врезались в лес. Жертв не было.
  • В 1947 — 28 августа в Коми АССР угнан самолет С-2, выполнявший рейс Усть-Кулом—Керчомъя. Преступники убили пилота и улетели в Пермскую область, где были арестованы.
  • В 1948 — Установлено регулярное сообщение Сыктывкар — Горький — Москва.
  • В 1949 — В январе создано авиазвено с постоянным нахождением в Ухте, для которого выделено 5 самолетов По-2
  • В 1949 — 24 июня организовано транспортное авиазвено из двух новых самолетов Ли-2 в Сыктывкаре; командир звена — И.Н.Усиков. Один самолет осуществлял пассажирские перевозки, второй — грузовые авиаперевозки. Полеты из Сыктывкара в Воркуту осуществлялись только в летний период и лишь в дневное время.
  • В 1952 — Начались полеты самолетов Ли-2 и Ан-2 по трассе Сыктывкар — Ухта — Печора (Биплан Ан-2 — один из надежнейших самолетов, после остановки двигателя самолет продолжает планировать и способен совершить посадку на неподготовленной местности). В том же году Сыктывкарская авиагруппа начала выполнять авиационную подкормку лугов в колхозах Коми и Кировской области.
  • В 1957 — Открыты авиалинии Москва — Горький — Киров — Сыктывкар — Воркута — Каменный — Норильск и Сыктывкар — Горький — Воронеж — Краснодар обслуживающимися самолетами Ил-14. Аварии на Ил-14 в начале 1960-х гг.:
    20 июля 1960 — в Сысольском районе потерпел катастрофу самолет Сыктывкарской авиагруппы (погибли 19 пассажиров и 4 члена экипажа, обломки самолета нашли только 31 июля); Декабрь 1960 — потерпел катастрофу самолет, выполнявший полет Горький - Сыктывкар.
  • В 1959 — В декабре в Сыктывкар прибыл первый турбовинтовой многоместный (132 пассажира) самолет Ан-10. С 1960 на этом лайнере начали выполняться регулярные рейсы в Москву и другие города России (а летом 1972 он был снят с эксплуатации за ненадежность и аварийность). Самолет был ненадежен в условиях обледенения, что делало его пилотирование в зимний период крайне опасным.
    Не менее опасной была заложенная в конструкции ошибка: было установлено, что гибкое крыло Ан-10 создаёт остаточные напряжения на лонжероне, которые постепенно разрушают его. На лонжероне для снижения веса применялось химическое фрезерование, которое увеличило вероятность создания концентраторов напряжения. Это приводило к появлению усталостных трещин в лонжероне.
  • С 1960-х начали выполняться рейсы на АН-12 (базовая модель — Ан-10; на Ан-12 были установлены датчики на лонжерон; отдельные Ан-12 продолжают летать в настоящее время) и на АН-24 — в апреле 1961 на Сыктывкарском аэродроме приземлился первый двухмоторный турбовинтовой АН-24 (число мест — 42-52, крейсерская скорость — 475 км/ч, дальность — 3000 км). В конструкции Ан-24, разработанной в КБ Антонов (Украина, Киев), впервые в практике мирового самолетостроения применены клеесварные соединения: более 60 % заклепочных соединений заменены клеесварными, в результате повысилась усталостная прочность конструкции. По надежности и долговечности конструкции этот самолет стоит в одном ряду с лучшими образцами мировой авиационной техники.
  • 8 февраля 1963 года. Самый черный день для Коми Авиации. Катастрофа АН-10 во время тренировочного полета в районе Верхней Максаковки, в 10 км от аэропорта Сыктывкар. Погиб весь экипаж 7 человек. Отказали 2 двигателя. Вероятная причина — обледенение воздухозаборников и попадание льда в компрессоры двигателей вследствие конструктивного несовершенства.
  • В 1960 -х гг. пополнился и вертолетный парк винтокрылыми машинами МИ-6, МИ-8.
    С их помощью велась не только разведка полезных ископаемых, переброска людей и грузов в труднодоступные районы, но и строительство промышленных объектов.
  • В 1973 начались полеты на турбореактивных самолетах ТУ-134, а затем ЯК-40.
    12 марта в аэропорт Сыктывкар доставлен для эксплуатации с авиационного завода первый турбореактивный пассажирский самолет Ту-134А, 1 апреля состоялся первый авиарейс из Сыктывкара на самолете Ту-134А; командир корабля В.А.Беляев (в 2002 году, ужесточившей шумовые нормы для воздушных судов, эксплуатация Ту-134 в странах ЕС была запрещена, и сегодня он используется исключительно на внутренних маршрутах России и стран СНГ).
  • В июле 1973 в Воркуте принят первый рейсовый самолет Ил-18 из Москвы, восстановлен прямой беспересадочный рейс Воркута—Москва, осуществлялся московскими летчиками (в конце 1950-х на самолётах Ил-18 было установлено 20 мировых рекордов дальности полёта и высоты с различной полезной нагрузкой;
    из-за характерной формы обтекателя РЛС среди летчиков получил прозвище "Дельфин").
  • В 1974 — В декабре аэропорт Сыктывкар стал восьмым аэропортом в СССР, осуществляющим прием самолетов по минимуму погоды первой международной категории. Посадка самолетов обеспечивалась в автоматическом режиме до высоты облаков 60 метров при горизонтальной видимости 800 метров.
    Старый надежный Ан-24
    Старый надежный самолет Ан-24

Авиакомпании осуществляющие авиаперевозки в Коми

  • ФГУП «Комиавиатранс» (пассажирские и грузовые авиаперевозки). Основные виды авиационных работ выполняемые предприятием: перевозки пассажиров; перевозки грузов, включая перевозки на внешней подвеске; облеты и патрулирование нефте- и газопроводов, линий электропередач; производство воздушных съемок и др. Основной объем авиационных работ ФГУП «Комиавиатранс» выполняет на территории Республики Коми, Ненецкого и Ямало-Ненецкого автономных округов.

  • ОАО Авиакомпания «ЮТэйр» (межрегиональные пассажирские авиаперевозки). Авиакомпания входит в тройку ведущих российских авиаперевозчиков. В 2008 перевезено более 3,5 млн. пассажиров. На самолётах Боинг 735 и Ту-134 предлагает своим пассажирам два класса обслуживания, один класс на самолётах ATR-42, ATR-72, Ан-24, Як-40. Авиакомпания «ЮТэйр» осуществляет пассажирские перевозки как на внутрироссийских, так и на международных авиалиниях.

  • ООО «ЮТэйр-Экспресс» (межрегиональные и внутриреспубликанские авиаперевозки).

  • ЗАО «Аэрофлот-Норд» (межрегиональные пассажирские авиаперевозки). Авиакомпания (создана в 2004) является крупнейшим предприятием воздушного транспорта в Сев.-Зап. регионе РФ, одна из 10-ти лидирующих авиакомпаний России по количеству перевезенных пассажиров на внутренних воздушных линиях. На 1.08.2008 парк авиакомпании состоял из 32 самолетов: два самолета Ту-154
    (с 1.10.2008 «Аэрофлот-Норд» прекратил их эксплуатацию), 12 — Ту-134, 5 — Ан-24, 2 — Ан-26 и 12 самолетов Боинг 737 (первый американский Боинг 737-500 авиакомпания «Аэрофлот-Норд» ввела в эксплуатацию со 2 сентября 2006 г. — это была «фактически революция» в техническом перевооружении авиакомпании).
    А до конца 2010 г. компания решила полностью заменить свой парк воздушных судов на более экономически эффективные самолеты Boeing 737 и Embraer.
    Боинг 737-500 авиакомпании «Аэрофлот-Норд» летит в Сочи
    Боинг 737-500 авиакомпании «Аэрофлот-Норд» в полете

    СПРАВКА. Пассажирский самолет Боинг 737-500 является одним из самым маленьких представителей серии самолетов Боинг 737 американской корпорации The Boeing Company производителя авиационной, космической и военной техники. Фюзеляж Боинга 737-500 укорочен на 2 метра по сравнению с вариантом 737-300 (до 29,79 м) и повышена дальность полета (5 550 км с максимальной загрузкой). Пассажировместимость — 103-122 чел, максимальная крейсерская скорость — 910 км/ч; Коммерческая эксплуатация Боинга 737-500 началась в 1990 г.
    Взлетает Боинг 737-500 почти не слышно — это благодаря новейшей технологической разработке турбореактивных двигателей (двигатели: CFM International CFM56-3C-1), при которой в главную турбину попадает лишь незначительный поток воздуха, а основной воздушный поток обтекает турбину, что значительно поглащает на выходе реактивный шум.

Самолет Сухой Суперджет 100

  • Самолет "Сухой Суперджет 100" (SSJ 100) — детище новейшего Российского проекта, который разработан компанией «Гражданские самолёты Сухого» и получивший название «Российский региональный самолёт» Superjet 100. В этой программе, стоимостью 1,4 млрд $, участвуют более 30 мировых авиакосмических компаний различных стран, поставщиков систем и комплектующих.

    Например, разработка системы управления и системы жизнеобеспечения — немецкой компании Liebherr; Шасси, Топливной системы и Авионики — французских компаний Messier-Dowty, Intertechnique и Thales; Гидравлическая система — разработка американской Parker; Интерьер и Кислородная система — компании Aerospace, США.

    Управление делами Президента РФ, по соображениями безопасности, отказалось от приобретения Sukhoi SuperJet 100 для перевозки первых лиц российского государства, так как в нем все ключевые элементы (до 95%) иностранного производства. Предпочтение отдано АН-148, разработки АНТК им. О.К. Антонова (Киев), где все-таки 69% комплектующих российских предприятий.

    Самолет Сухой Суперджет 100 оснащен двумя двигателями SaM146 производства PowerJet — это совместное предприятие НПО «Сатурн» и французской компании «Snecma» (одного из мировых лидеров среди аэрокосмических корпораций по разработке и производству авиационных двигателей). "Сухой Суперджет 100" (вместимостью 75 и 95 пассажиров — Sukhoi Superjet 100-75 и Sukhoi Superjet 100-95) предназначен в основном для региональных авиаперевозок (дальность полета — 2960 км) на маршрутах типа Москва—Сочи или Москва—Российский Крым. Но в Хабаровск он уже не долетит

    Основные конкуренты Superjet 100 — бразильский самолет средней дальности Embraer E-Jet, который впрочем ничуть не хуже, и канадский Bombardier CRJ 900 (поэтому у него проблемы с получением сертификата для полетов в РФ).

    Авиасалон МАКС 2009. Самолет Сухой Суперджет 100, борт 97003 (2-й лётный экземляр) в небе над Жуковском.
    Фото. Самолет Сухой Суперджет 100
    Монета 1 рубль 2010 года «Самолет Сухой Суперджет 100» из серии «История русской авиации». Серебро 925 проба, вес 8,53 г. Художники: Л. А. Евдокимова, А. А. Брынза. СПМД, тираж 5 тыс шт.
    1 рубль 2010 «Самолет Сухой Суперджет 100»


nasa карты дороги история природа чудес
о монете каталог ценник валюты

^ ВВЕРХ ^


  Copyright © 2005-2014, Леонид Томов
Rambler's Top100 Яндекс цитирования mailto: tomovl@mail.ru