|
|
История авиации. Первый самолет в Сыктывкаре.
Авиаперевозки Коми. Самолет Сухой Суперджет 100. Боинг 737 500
Авиация в Коми, авиаперевозки
- Авиация в Республике Коми
перевозит грузы и рабочие бригады в труднодоступные места,
выполняет строительно-монтажные работы, осуществляет охрану лесов от
пожаров и удобрение сельхозугодий, аэросъемку, патрулирование нефтегазопроводов, линий
электропередач, аэровизуальное обследование лесосплавных рек и нерестилищ ценных пород рыб,
оказывает мед. помощь населению, обслуживает оленеводов, геологов, строителей, энергетиков.
В 1987 впервые выполнен аэросев семян ели и сосны.
Самолеты и вертолеты Коми УГА оказали значительную
помощь в строительстве линии электропередачи Печора—Инта—Воркута, моста через р. Вычегду, в строительстве
и эксплуатации газопровода Ямал—Центр. Вертолеты Коми УГА выполняют и уникальные операции.
Так, экипаж вертолета Ми-ЮК Ухтинского авиапредприятия Коми УГА под рук-вом заслуженного
пилота СССР Г. С. Мальцева осуществил демонтаж радиотелевиз. вышки
на Шаболовке в Москве. В 1987 с помощью вертолетов Коми УГА в кратчайший срок введена в
строй линия электропередачи в районах стихийного бедствия в Грузии,
На территории Республики Коми действуют 7 аэропортов:
в Сыктывкаре (может принимать Ил-76, Ту-154, Ту-134, Ту-204, Ан-12, Airbus A320-200, А319-100,
Боинг 737-500, Боинг 737-800, Суперджет 100, а также легкие самолеты и вертолёты всех типов),
в Воркуте (принимает самолёты Ту-134, Ил-18, Ил-114 и вертолеты всех типов),
в Ухте (способен принимать Ил-76, Ту-154, Airbus A320-200, Boeing 737-500),
в Печоре (принимает самолёты Ан-24, Ан-26, Як-40, Л-410, Ан-28, Ан-2,
вертолёты всех типов),
в Усинске (способен принимать тяжелые - Ил-76, Ту-154 и все легкие самолеты),
в Инте (в 2010 закрыт для самолётов всех типов)
и Усть-Цильме (принимает вертолеты и самолеты типов Ан-24, Ан-26, Як-40).
Все эти аэропорты являются структурными подразделениями ФГУП «Комиавиатранс». Из аэропортов
Коми перевезено 269,0 тыс. человек, авиа грузоперевозок — 2,3 тыс. т.
Первый самолет в Сыктывкаре
- 15 мая 1923 — в Коми области организовано Общество друзей Воздушного флота
(председатель секретарь обкома компартии А. М. Чирков).
- 14 августа 1925 — на реке Сысоле близ Усть-Сысольска совершил посадку
первый агитационный самолет-гидроплан (водоплан) типа «Юнкерс» Центрального совета Авиахима.
Самолет назывался «Смычка города с деревней».
Экипаж состоял из трех человек (И.А.Вахлаков,
В.Б.Копылов, Х.С.Клочко). В пределах области самолет появился 12 августа. Это было первое
знакомство жителей Усть-Сысольска и вообще южных
районов края с авиацией. У самолета прошел митинг, затем состоялось катание людей на гидроплане.
Одним из первых пассажиров был Виктор Савин (коми поэт и драматург), написавший: «Первая борозда над Коми областью проведена,
нам нужно расширять воздушную пашню и не дать ей зарасти!».
В Усть-Сысольск на берег Сысолы причалил гидроплан J-13 (F.13).
Горожане толпой высыпали на берег, чтобы посмотреть на «упавшую» с небес
диковину. 14 августа 1925 года.
- Декабрь 1929 — В Усть-Сысольск для организации аэростанции для приема самолетов
близ местечка Кируль прибыл назначенный руководителем станции Н.Т.Царюк.
- 5 февраля 1930 — В Усть-Сысольске на льду реки Сысолы близ
местечка Париж совершил посадку первый самолет
«Дорнье-Комета» (прим. судя по фото это был немецкий Юнкерс F-13) общества «Добролёт» (будущий Аэрофлот) с пассажирами, выполнивший первый рейс по авиамаршруту
Архангельск—Котлас—Усть-Сысольск. Пилотировал
самолет летчик Дедушемко. Первыми совершили полет
председатель Коми облисполкома И.Г.Коюшев, кандидат
в члены ЦИК крестьянин из Сторожевска Микушев,
крестьянка из Шошки Корычева. Расстояние до Архангельска покрывалось за 6 летных часов,
до Котласа — за 3 часа.
Первый рейсовый самолет Юнкерс F-13 на лыжах
на льду Сысолы (4 пассажирских места). Сыктывкар, 5 февраля 1930 г.
- В то время, помимо этого 6 местного (2+4) цельнометаллического Юнкерса, регулярные
рейсы в Коми выполнял и другой самолет немецкого производства «Дорнье-Комета»
(двигатель BMW III, мощн. 180 л.с, впервые в небе в 1921).
В закрытой кабине этого самолета размещалось
4 пассажира (6 — в «Дорнье-Комета III»),
а вот пилот находился в открытой кабине (2 пилота в «Дорнье-Комета II»).
На этих самолетах летали только днем на малых высотах и ориентировались по железным
дорогам и руслам рек. Например, на авиамаршруте Архангельск
(Кардор)—Котлас—Усть-Сысольск, в Котласе
в период короткого светового дня — осенью, зимой была предусмотрена ночевка.
История авиации в Коми в 1930-е - 1970-е гг.
- В 1935 — Открыт авиамаршрут Архангельск — Нарьян-Мар —
Усть-Уса — Абезь — Воркута, выполнявшийся на самолете Р-5
(это самый массовый гражданский самолет-биплан в Советском Союзе в 1930-е - 1940-е гг.; использовался
как пассажирский курьерский и санитарный самолет, а также в геологии и картографии; в 1934 участвовал в спасении экипажа ледокола «Челюскин»;
в Великую Отечественную использовался в качестве ночного бомбардировщика и разведчика).
В этом же 1935 году почту в села Усть-Кулом и Троицко-Печорск стали доставлять самолетом Р-5.
- В 1936 — Открыта авиалиния Сыктывкар — Ухта — Абзель. 20 января 1936 начались
регулярные авиарейсы Сыктывкар — Котлас — Архангельск. Этим же летом организован
аэропорт в Троицко-Печорске.
- В 1938 открыта авиалиния Сыктывкар — Объячево — Киров. Полеты осуществлялись
на самолете По-2 — до 1944 он назывался У-2
(вспомните «В бой идут одни старики», «Небесный тихоход») — многоцелевой биплан был создан в 1928 г. под руководством
Н. Н. Поликарпова, с мотором воздушного охлаждения — 100 л.с., скорость — 150 км/час).
- Декабрь 1939 — В Сыктывкаре организовано летное подразделение
в составе Северного управления ГВФ; командир — Ф.Ф.Лысенко, зам. по политчасти Д.Б.Циновой,
начштаба — А.А.Одинцов. В Сыктывкаре имелось более 10 самолетов. Дополнительно из
Ленинградского аэропорта был выделен новый самолет Р-5.
- в 1940 — Пилоты Сыктывкарского летного подразделения
стали постоянно обслуживать местные воздушные линии в Ухту, Усть-Цильму, Ижму, Усть-Усу, Кожву,
Усть-Кулом, Троицко-Печорск, Объячево, Княжпогост,
Киров, Котлас и Архангельск.
- В 1946 — Проведена реорганизация авиационных звеньев в Сыктывкаре.
Образованы санитарное звено в
составе 4 самолетов С-1 и С-2 (перевозка врачей,
больных, медикаментов; командир — А.Н.Махов), два
звена спецприменения, каждое в составе 4 самолетов
По-2 (обслуживание нефтяников, газовиков, геологов, строителей, охрана лесов от пожаров,
аэрофотосъемка; командиры — А.Е.Разуминин и А.С.Прянишников)
и транспортное звено в составе 6 самолетов По-2 (рейсовые полеты из Сыктывкара
в Кослан, Княжпогост, Усть-Кулом, Троицко-Печорск, Ухту,
Ижму, Усть-Цильму, Объячево—Киров; командир — И.Н.Суров).
- В 1946 — Коми авиационное подразделение Всесоюзного
треста лесной авиации, базировавшееся в Пезмоге, начало осуществлять патрульные полеты на
территории 7 районов Коми АССР
- В 1946 — Организован Воркутинский аэропорт, входивший
в состав Московского управления Гражданского воздушного флота.
- В 1946 — 24 мая потерпел аварию самолет С-2, вылетевший из
Ухты на патрулирование лесов. Летчики решили погонять лося, снизились и врезались в лес. Жертв не
было.
- В 1947 — 28 августа в Коми АССР угнан самолет С-2, выполнявший
рейс Усть-Кулом—Керчомъя. Преступники убили пилота и улетели в Пермскую область,
где были арестованы.
- В 1948 — Установлено регулярное сообщение Сыктывкар — Горький — Москва.
- В 1949 — В январе создано авиазвено с постоянным нахождением в Ухте,
для которого выделено 5 самолетов По-2
- В 1949 — 24 июня организовано транспортное авиазвено из
двух новых самолетов Ли-2 в Сыктывкаре; командир звена — И.Н.Усиков. Один самолет осуществлял
пассажирские перевозки, второй — грузовые авиаперевозки.
Полеты из Сыктывкара в Воркуту осуществлялись
только в летний период и лишь в дневное время.
- В 1952 — Начались полеты самолетов Ли-2 и Ан-2
по трассе Сыктывкар — Ухта — Печора (Биплан Ан-2 — один из надежнейших самолетов, после остановки двигателя
самолет продолжает планировать и способен совершить посадку на неподготовленной местности).
В том же году Сыктывкарская авиагруппа начала выполнять авиационную подкормку
лугов в колхозах Коми и Кировской области.
- В 1957 — Открыты авиалинии Москва — Горький — Киров — Сыктывкар — Воркута —
Каменный — Норильск и Сыктывкар — Горький — Воронеж — Краснодар обслуживающимися самолетами Ил-14.
Аварии на Ил-14 в начале 1960-х гг.:
20 июля 1960 — в Сысольском районе потерпел катастрофу самолет
Сыктывкарской авиагруппы (погибли 19 пассажиров и 4 члена
экипажа, обломки самолета нашли только 31 июля); Декабрь 1960 — потерпел катастрофу самолет,
выполнявший полет Горький - Сыктывкар.
- В 1959 — В декабре в Сыктывкар прибыл первый турбовинтовой многоместный
(132 пассажира) самолет Ан-10. С 1960 на этом лайнере начали выполняться регулярные
рейсы в Москву и другие города России (а летом 1972 он был снят с эксплуатации за ненадежность
и аварийность). Самолет был ненадежен в условиях обледенения, что делало его пилотирование
в зимний период крайне опасным.
Не менее опасной была заложенная в конструкции ошибка:
было установлено, что гибкое крыло Ан-10 создаёт остаточные напряжения на лонжероне,
которые постепенно разрушают его. На лонжероне для снижения веса применялось химическое
фрезерование, которое увеличило вероятность создания концентраторов напряжения. Это приводило
к появлению усталостных трещин в лонжероне.
- С 1960-х начали выполняться рейсы на АН-12 (базовая модель — Ан-10;
на Ан-12 были установлены датчики на лонжерон; отдельные Ан-12 продолжают летать в настоящее время)
и на АН-24 — в апреле 1961 на Сыктывкарском аэродроме приземлился первый двухмоторный
турбовинтовой АН-24 (число мест — 42-52, крейсерская скорость — 475 км/ч, дальность — 3000 км).
В конструкции Ан-24, разработанной в КБ Антонов (Украина, Киев), впервые в практике мирового
самолетостроения применены клеесварные соединения: более 60 % заклепочных соединений заменены
клеесварными, в результате повысилась усталостная прочность конструкции.
По надежности и долговечности конструкции этот самолет стоит в одном ряду
с лучшими образцами мировой авиационной техники.
- 8 февраля 1963 года. Самый черный день для Коми Авиации. Катастрофа АН-10 во время тренировочного полета
в районе Верхней Максаковки, в 10 км от аэропорта Сыктывкар. Погиб весь экипаж 7 человек.
Отказали 2 двигателя. Вероятная причина — обледенение воздухозаборников и попадание льда в компрессоры
двигателей вследствие конструктивного несовершенства.
- В 1960 -х гг. пополнился и вертолетный парк винтокрылыми машинами МИ-6, МИ-8.
С их помощью велась не только разведка полезных ископаемых, переброска людей и грузов
в труднодоступные районы, но и строительство промышленных объектов.
- В 1973 начались полеты на турбореактивных
самолетах ТУ-134, а затем ЯК-40.
12 марта в аэропорт Сыктывкар доставлен для эксплуатации
с авиационного завода первый турбореактивный пассажирский самолет Ту-134А, 1 апреля
состоялся первый авиарейс из Сыктывкара на
самолете Ту-134А; командир корабля В.А.Беляев (в 2002 году, ужесточившей шумовые нормы для воздушных
судов, эксплуатация Ту-134 в странах ЕС была запрещена, и сегодня он используется исключительно
на внутренних маршрутах России и стран СНГ).
- В июле 1973 в Воркуте принят первый рейсовый самолет
Ил-18 из Москвы, восстановлен прямой беспересадочный рейс Воркута—Москва, осуществлялся московскими
летчиками (в конце 1950-х на самолётах Ил-18 было установлено 20 мировых рекордов дальности полёта
и высоты с различной полезной нагрузкой;
из-за характерной формы обтекателя РЛС среди летчиков получил прозвище "Дельфин").
- В 1974 — В декабре аэропорт Сыктывкар стал восьмым аэропортом
в СССР, осуществляющим прием самолетов по минимуму погоды первой международной категории.
Посадка самолетов обеспечивалась в автоматическом
режиме до высоты облаков 60 метров при горизонтальной видимости 800 метров.
Старый надежный Ан-24
Авиакомпании осуществляющие авиаперевозки в Коми
- ФГУП «Комиавиатранс» (пассажирские и грузовые авиаперевозки).
Основные виды авиационных работ выполняемые предприятием: перевозки пассажиров;
перевозки грузов, включая перевозки
на внешней подвеске; облеты и патрулирование нефте- и газопроводов, линий электропередач;
производство воздушных съемок и др. Основной объем авиационных работ ФГУП «Комиавиатранс»
выполняет на территории Республики Коми, Ненецкого и Ямало-Ненецкого автономных округов.
- ОАО Авиакомпания «ЮТэйр» (межрегиональные пассажирские авиаперевозки).
Авиакомпания входит в тройку ведущих российских авиаперевозчиков. В 2008 перевезено
более 3,5 млн. пассажиров. На самолётах Боинг 735 и Ту-134 предлагает своим пассажирам
два класса обслуживания, один класс на самолётах ATR-42, ATR-72, Ан-24, Як-40.
Авиакомпания «ЮТэйр» осуществляет пассажирские перевозки как на внутрироссийских,
так и на международных авиалиниях.
- ООО «ЮТэйр-Экспресс» (межрегиональные и внутриреспубликанские авиаперевозки).
- ЗАО «Аэрофлот-Норд» (межрегиональные пассажирские авиаперевозки).
Авиакомпания (создана в 2004) является крупнейшим предприятием воздушного транспорта
в Сев.-Зап. регионе РФ,
одна из 10-ти лидирующих авиакомпаний России по количеству перевезенных пассажиров
на внутренних воздушных линиях. На 1.08.2008 парк авиакомпании
состоял из 32 самолетов: два самолета Ту-154
(с 1.10.2008 «Аэрофлот-Норд» прекратил
их эксплуатацию), 12 — Ту-134, 5 — Ан-24,
2 — Ан-26 и 12 самолетов Боинг 737 (первый американский Боинг 737-500
авиакомпания «Аэрофлот-Норд» ввела в эксплуатацию со 2 сентября 2006 г. — это была «фактически революция»
в техническом перевооружении авиакомпании).
А до конца 2010 г. компания решила полностью
заменить свой парк воздушных судов на более экономически эффективные
самолеты Boeing 737 и Embraer.
Боинг 737-500 авиакомпании «Аэрофлот-Норд» летит в Сочи
СПРАВКА.
Пассажирский самолет Боинг 737-500 является одним из самым
маленьких представителей серии самолетов Боинг 737
американской корпорации The Boeing Company
производителя авиационной, космической и
военной техники. Фюзеляж Боинга 737-500 укорочен на 2 метра
по сравнению с вариантом 737-300 (до 29,79 м) и повышена дальность полета
(5 550 км с максимальной загрузкой). Пассажировместимость — 103-122 чел,
максимальная крейсерская скорость — 910 км/ч;
Коммерческая эксплуатация Боинга 737-500
началась в 1990 г.
Взлетает Боинг 737-500 почти не слышно — это благодаря новейшей технологической
разработке турбореактивных двигателей (двигатели: CFM International CFM56-3C-1),
при которой в главную турбину попадает лишь
незначительный поток воздуха, а основной воздушный поток обтекает турбину, что
значительно поглащает на выходе реактивный шум.
Самолет Сухой Суперджет 100
- Самолет "Сухой Суперджет 100" (SSJ 100) — детище новейшего Российского проекта, который разработан
компанией «Гражданские самолёты Сухого» и получивший название «Российский региональный самолёт» Superjet 100.
В этой программе, стоимостью 1,4 млрд $, участвуют более 30 мировых авиакосмических компаний различных
стран, поставщиков систем и комплектующих.
Например, разработка системы управления и системы жизнеобеспечения — немецкой компании
Liebherr; Шасси, Топливной системы и Авионики — французских компаний Messier-Dowty,
Intertechnique и Thales; Гидравлическая система — разработка американской Parker;
Интерьер и Кислородная система — компании Aerospace, США.
Управление делами Президента РФ, по соображениями безопасности, отказалось от
приобретения Sukhoi SuperJet 100 для перевозки первых лиц российского государства,
так как в нем все ключевые элементы (до 95%) иностранного производства. Предпочтение
отдано АН-148, разработки АНТК им. О.К. Антонова (Киев), где все-таки 69% комплектующих
российских предприятий.
Самолет Сухой Суперджет 100 оснащен двумя двигателями SaM146 производства PowerJet — это совместное
предприятие НПО «Сатурн» и французской компании «Snecma» (одного из мировых лидеров среди
аэрокосмических корпораций по разработке и производству авиационных двигателей).
"Сухой Суперджет 100" (вместимостью 75 и 95 пассажиров — Sukhoi Superjet 100-75 и Sukhoi
Superjet 100-95) предназначен в основном для региональных авиаперевозок
(дальность полета — 2960 км) на маршрутах типа Москва—Сочи или Москва—Российский Крым. Но в Хабаровск он уже не долетит
Основные конкуренты Superjet 100 — бразильский самолет средней дальности Embraer E-Jet,
который впрочем ничуть не хуже, и канадский Bombardier CRJ 900 (поэтому у него проблемы с
получением сертификата для полетов в РФ).
Авиасалон МАКС 2009. Самолет Сухой Суперджет 100, борт 97003 (2-й лётный экземляр)
в небе над Жуковском.
Монета 1 рубль 2010 года «Самолет Сухой Суперджет 100»
из серии «История русской авиации». Серебро 925 проба, вес 8,53 г.
Художники: Л. А. Евдокимова, А. А. Брынза. СПМД, тираж 5 тыс шт.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
^ ВВЕРХ ^ |
|