|
|||||||||||
|
|||||||||||
Copyright © 2005-2013, Леонид Томов |
mailto: tomovl@mail.ru |
Избавившись от напасти, жители Родоса в 302 г. до н. э. принялись сооружать статую Гелиоса. Эта работа была поручена известному скульптору Харесу, ученику Лисиппа. Для работы над гигантской статуей мастер использовал хитроумный прием: он окружил место строительства земляной насыпью.
Статуя сооружалась из бронзовых деталей, крепившихся на железный каркас.
"Сборка" велась снизу вверх - сначала формировались ступни, затем икры и т. д.
По мере "роста" скульптуры поднимался и земляной холм вокруг нее.
По завершению работ холм был срыт, и статуя во всей своей красе предстала
перед изумленными жителями острова.
Сооружение Колосса завершилось ок. 280 г. до н.э.
прим.
РОДОС, остров в Эгейском море,
у побережья М. Азии,
в группе островов Юж. Спорады
(терр Греции).
Пл. 1404 км2, высота до 1215 м.
Город Родос - один из центров эгейской культуры.
ГЕЛИОС в греческой мифологии бог Солнца -
сын титанов Гипериона и Фейи, брат Селены и Эос -
был не просто почитаемым божеством на острове
но и его создателем:
не имея места, ему посвященного, солнечный бог вынес остров
на своих руках из морской глубины.
ГЕЛЕОПОЛИДА вместо разрушения принесла
городу неожиданную выгоду и всемирную славу.
Предприимчивые купцы, купили у родосцев гелеополиду “на металлолом”
На деньги, вырученные от продажи башни,
и возвели статую Гелиоса - покровителя Родоса.
ХАРЕС (4-3 вв. до н. э.), древнегреческий литейщик и скульптор из Линдоса,
ученик Лисиппа.
Создатель колоссальной статуи Гелиоса для гавани
в Линдосе (Родос) и колоссальной головы этого бога в Риме.
Основными источниками сведений о бронзовом великане стали произведения Плиния, Филона и короткие надписи и посвящения. Ни в одном из этих текстов не указано, где стоял Колосс, нет и описания статуи - только самые общие сведения.
Иногда Колосса изображают стоящим, расставив ноги, перед входом в родосскую гавань, между ног его проходят корабли. Этого не могло быть - ширина устья гавани составляла 400 м, а ноги 33-метровой статуи никак не могли быть расставлены столь широко.
Как выглядел Колосс? Самое старое его изображение относится к 1556 г. Считается, что Гелиос был представлен в виде стоящего обнаженного юного атлета с лучезарным венцом на голове, но это только предположения.
Фигура Гелиоса обычно изображалась с рукой вытянутой вперед. Но на этот раз скульптор, видимо, придал ей иное положение: расчеты показывают, что иначе рука обломилась бы под тяжестью собственного веса.
Обломки Колосса пролежали на земле больше тысячи лет, пока, наконец,
не были проданы арабами, захватившими в 977 Родос, купцу.
Купец, как рассказывается в одной из хроник, чтобы отвезти колосс
на переплавку, разрезал его на части и нагрузил бронзой 900 верблюдов.
Хотя это чудо и исчезло, оно вдохновило современных художников, как например французского скульптора Огюста Бартольди, известн. своей работой «Статуя Свободы» («Новый Колосс»), ставшего «символом Нью-Йорка и США».
Несмотря на то, что облик Колосса остается загадкой,
существуют проекты его воссоздания.
В 2003 г. мэр города Родос Диоргос Янопулос объявил о том,
что уже ведутся
переговоры с рядом компаний,
готовых принять участие в "пректе нового тысячелетия".
Возрожденный Колосс будет установлен в море, недалеко от береговой черты.
Правда трудно понять смысл этой дорогостоящей акции: воссозданный Колосс в любом случае не будет иметь никакого отношени к Колоссу реальному, и станет лишь приманкой для туристов.
прим.
ПЛИНИЙ Старший (Plinius Maior) - под этим именем известен
Гай П. Секунд (С. Plinius Secundus),
знаменитый своею разнообразною ученостью римский писатель.
Старшим он называется в отличие от своего племянника, П. Младшего .