|
|||||||||
|
|||||||||
Copyright © 2005-2013, Леонид Томов |
mailto: tomovl@mail.ru |
В царствование Птолемея I город достиг богатства и процветания, а александрийская гавань превратилась в оживленный центр морской торговли.
По мере развития судоходства кормчие, приводившие в Александрию корабли с грузами, все острее ощущали потребность в маяке, который указывал бы судам безопасный путь среди мелей.
И в III в. до н.э. на восточной оконечности острова Фарос, лежащего в море на расстоянии 7 стадий (1290 м) от Александрии, архитектор Сострат, сын Дексифана из Книда, соорудил знаменитый маяк, ставший одним из семи чудес Древнего мира.
Для подвоза строительных материалов остров соединили с материком дамбой. Работы заняли всего шесть лет - с 285 по 279 до н.э.
Увидев эту внезапно выросшую на пустынном острове башню, современники были потрясены. Из списка семи чудес света было немедленно вычеркнуто "чудо №2" - стены Вавилона, и его место тут же занял Фаросский маяк.
Таким маяк оставался и во времена римского владычества. По словам Плиния Старшего, он сиял, "как звезда во мраке ночей".
Это монументальное сооружение имело высоту не менее 120 м. а свет его был виден на расстоянии до 48 км.
Сам маяк состоял из 3 ярусов.
Первый, квадратный в плане (30,5x30.5 м). ориентированный по сторонам света
и облицованный квадратами белого мрамора, имел высоту 60 м.
По углам его были установлены монументальные статуи, изображающие тритонов.
Внутри первого яруса располагались на разных уровнях помещения для рабочих и охраны.
Там же находились кладовые, где хранилось топливо и продукты.
На одном из боковых фасадов можно было прочесть греческую надпись:
"Богам-спасителям - для спасения моряков", где под богами
подразумевались царь Египта
Птолемей I
и его супруга Береника.
Восьмиугольный средний ярус меньшего размера также был облицован мраморными плитами. Восемь его граней были развернуты по направлениям господствующих в этих местах ветров. Наверху по периметру стояли многочисленные бронзовые статуи; некоторые из них могли служить флюгерами, указывающими направление ветра. Сохранилось предание, что одна из фигур протянутой рукой следовала за движением солнца и опускала руку только после его захода.
Верхний ярус имел форму цилиндра и выполнял функции фонаря. Он был окружен восемью полированными гранитными колоннами и увенчан конусообразным куполом, увенчанным 7-метровой бронзовой статуей Исиды-Фарии, попечительницы мореплавателей. Некоторые исследователи считают, что там находилась статуя Посейдона.
Световая сигнализация производилась с помощью мощного светильника,
помещенного в фокусе вогнутых металлических зеркал.
Предполагают, что топливо на вершину доставляли установленные
внутри башни подъемные механизмы - в середине маяка имелась шахта,
ведущая от нижних помещений вверх к осветительной системе.
По другой версии, топливо привозили по спиральному пандусу на телегах,
запряженных мулами.
В XIV в. землетрясение окончательно уничтожило этот шедевр древнего зодчества и строительной техники.
Спустя сто лет египетский султан Кайт-бей распорядился построить на остатках фундамента маяка форт, названный именем своего создателя.
Судить о внешнем облике маяка мы можем сегодня лишь по его изображениям на монетах римского времени и немногочисленным обломкам гранитных и мраморных колонн.
В 1996 подводным археологам во главе с известным французским ученым Жан-Ивом Эмперером, основателем Центра по изучению Александрии, удалось отыскать на морском дне остатки конструкций маяка, рухнувших в море в результате землетрясения.
Это вызвало большой интерес во всем мире.
В 2001 правительство Бельгии
даже выступило с инициативой воссоздания Фаросского маяка
на том же самом месте, где 2200 лет
назад он был построен.
Однако сейчас здесь по-прежнему высятся стены крепости Кайт-Бей, и правительство Египта неспешит с согласием на ее снос.