|
|||||||||||
|
|||||||||||
Copyright © 2005-2013, Леонид Томов |
mailto: tomovl@mail.ru |
Мавсол сменил своего отца в качестве повелителя города и сатрапа провинции. Мавсол женился на своей сестре Артемизии. Приобретая всё больше могущества, он стал задумываться о гробнице для себя и своей царицы. Это должна была быть необычайная гробница.
Мавсол мечтал о величественном памятнике, который бы напоминал миру о его богатстве и могуществе спустя долгое время после его смерти.
Мавсол умер до окончания работ над гробницей, но его вдова продолжала руководить строительством до его полного завершения, примерно в 350 г. до н.э.
Гробница была названа Мавзолеем, по имени царя, и это слово стало означать всякую внушительную и величественную гробницу.
Постройка оригинально соединяла в себе восточную ступенчатую пирамиду и греческий ионический периптер (архитекторы Сатир и Пифей).
Как и другие греческие памятники из числа Семи чудес света, Мавзолей был знаменит не только величием своей архитектуры, но и собранием скульптуры — цоколь пирамиды, на которой покоились греческого типа храм и еще одна пирамида, украшали рельефы со сценами амазономахии самых прославленных скульпторов 4 в. до н. э. — Леохара, Скопаса, Бриаксиса и Тимофея.
Снаружи эта громадная погребальная камера, пл. 5000 кв. м. и высотой ок. 20 м., была обложена плитами белого мрамора, отесанными и отполированными на персидский манер. По верху первого этажа шел фриз - битва эллинов с амазонками - “Амазономахия” работы великого Скопаса.
Во втором этаже, окруженном колоннадой, хранились жертвоприношения. Крышей же мавзолея служила пирамида, увенчанная мраморной квадригой: в колеснице, запряженной четверкой коней, стояли статуи Мавсола и Артемиссии.
Плиний
так описывает это сооружение:
С юга и севера протяжение его - по 63 фута,
с лицевой и тыльной стороны - уже,
общее протяжение - 440 футов, в высоту оно достигает 25 локтей,
опоясано 36 колоннами. Этот охват называли птерон
...над птероном возвышается пирамида,
по высоте равная нижней части, суживаясь двадцатью четырьмя ступенями
в остроконечность меты. На вершине находится мраморная квадрига,
которую создал Пифей. Вместе с ней всё сооружение достигает
в высоту 140 футов (46 м).
Мавзолей знаменовал собой закат классического греческого искусства. Очевидно, он был слишком богат и торжественен, чтобы стать по-настоящему красивым. Даже на рисунках-реконструкциях он кажется таким же тяжелым и статичным, как персидские гробницы,- в нем больше Востока, чем Греции
Возможно, виной тому пирамида, возможно, глухие высокие стены нижнего этажа (впервые в греческом искусстве были объединены все три знаменитых ордера: нижний этаж поддерживался пятнадцатью дорическими колоннами, внутренние колонны верхнего этажа были коринфскими, а внешние - ионическими).
Мавзолей стоял в центре города, спускавшегося к морю. Поэтому с моря он был виден издалека и выгодно смотрелся рядом с другими храмами Галикарнаса - колоссальным святилищем Ареса, храмами Афродиты и Гермеса, которые стояли выше, на холме, по сторонам мавзолея.
В 1489 рыцари-иоанниты использовали его обломки для постройки замка Святого Петра. После того как рыцари были изгнаны турками с побережья Малой Азии, замок был обращен в крепость Бодрум (совр. Бодрум в Турции).
В середине XIX столетия европейские путешественники обратили внимание на то, что в стене крепости вделаны мраморные плиты с античными рельефами.
После длительных и упорных хлопот английскому послу в Турции удалось получить разрешение выломать эти плиты и перевезти в Лондон. Cпециалисты Британского музея пришли к заключению: перед ними - знаменитый фриз Скопаса, некогда украшавший гробницу царя Мавсола.
В 1857 британский археолог Ч. Т. Ньютон, проведя раскопки на месте, где некогда стоял Мавзолей, нашел рельефные плиты с цоколя гробницы, статуи Мавсола и его жены Артемисии и колоссальную колесницу, венчавшую сооружение. Сегодня они хранятся в Галикарнасском зале Британского музея в Лондоне и Археологическом музее в Стамбуле.