|
|||||||||
|
|||||||||
Copyright © 2005-2013, Леонид Томов |
mailto: tomovl@mail.ru |
На вопрос художника Панэна, каким он (Фидий) задумал представить верховного бога,
мастер ответил:
«...Так, как Зевс представлен Гомером в следующих стихах «Илиады»:
Рек, и во знаменье черными Зевс помавает бровями:
Быстро власы благовонные вверх поднялись у Кронида
Окрест бессмертной главы; и потрясся Олимп многохолмный».
Фидий успел к этому времени создать две знаменитые статуи Афины - «Афину Промахос» и «Афину Парфенос» (к сожалению, не одно из его творений до нашего времени не сохранилось).
прим.
ФИДИЙ (нач. 5 в. до н. э. — ок. 432-431 до н. э.),
древнегреческий скульптор периода высокой классики.
Главный помощник Перикла
при реконструкции
Акрополя в Афинах.
Статуя была огромна - высота статуи достигала ок. 17 м.
Основание статуи имело 6 метров в ширину и 1 метр в высоту.
По реконструкции археолога Ф. Адлела подлокотники трона и ладонь
правой руки Зевса с фигурой Ники (символа победы) находились
на высоте капилей колонн второго яруса
Как заметил Страбон,
"Если бы бог встал, то мог бы проломить головой крышу".
Глаза Зевса были размером с кулак взрослого человека.
Путешественники, видевшие Зевса в Олимпии, называют удивительным
сочетание в его лике властности и милосердия, мудрости и доброты.
«Бог сидит на троне, его фигура сделана из золота и слоновой кости,
на голове у него венок как бы из ветвей маслины,
на правой руке он держит богиню победы, сделанную также из слоновой кости и золота.
У нее на голове повязка и венок.
В левой руке бога скипетр, украшенный всякого рода металлами.
Сидящая на скипетре птица - орел.
Обувь бога и верхняя одежда - также из золота,
а на одежде - изображения разных животных и полевых лилий»
(Павсаний. «Описание Эллады» V. XI. 1-10)
прим.
ХРИСОЭЛЕФАНТИННАЯ СКУЛЬПТУРА
(греч. chrysos - золото и elephas - слоновая кость)
— древнегреческая скульптура из золота (волосы, одежда)
и слоновой кости (обнаженное тело) на деревянном каркасе.
Окружавшие трон барьеры были расписаны братом Фидия - художнитком Панэном,
который работал вместе с великим мастером.
Среди изображений на картинах Патена Павсаний упоминает Атланта,
держащего свод неба, Геракла,
Тезея и Перифоя;
пишет он и о фигурах Эллады и Саламина с корабельными носами в руках,
о Геракле,
побеждающем немейского льва.
Трон Зевса Олимпийского украшали рельефы со сценами гибели дочерей Ниобы:
в центре - мать, защищающая от стрел богов дочь, а слева и справа в разнообразный
позах агонизирующие жертвы Аполлона и Артемиды.
В верхней части трона были изображены Хариты и Горы.
На скамеечке под ногами Зевса вырезана скромная надпись -
"Фидий, сын Хармиды, афинянин, создал меня".
Перед постаментом статуи пол был выстлан темно-синим элевсинским камнем,
высеченный в нем бассейн для оливкового масла должен был сберегать
слоновую кость от рассыхания.
Проникавший в двери темного храма свет, отражаясь от гладкой поверхности
жидкости в бассейне, падал на золотые одежды Зевса и освещал его главу;
вошедшим казалось, что сияние исходит от самого лика божества.
Случались и попытки хищения отдельных частей скульптуры: так, Лукиан пишет об исчезновении двух золотых локонов, а Павсаний - о краже фигуры атлета.
О дальнейшей судьбе выдающегося произведения Фидия известно немного.
После 384 г. сведения о нем исчезают.
Позже византийский историк Кедрен сообщил, что статуя в 475 г.
находилась в одном из дворцов Константинополя
и сгорела во время пожара.
прим.
ЭЛЛИНЫ (греч. Hellenes), самоназвание греков.