ГЛАВНАЯ
АКРОПОЛЬ
7 ЧУДЕС СВЕТА 7 НОВЫХ ЧУДЕС СВЕТА 7 НОВЫХ ЧУДЕС ПРИРОДЫ 7 ЧУДЕС КОМИ МАНЬПУПУНЁР
 Copyright © 2005-2013, Леонид Томов
Rambler's Top100 mailto: tomovl@mail.ru
Семь чудес света. Статуя Зевса в Олимпии. Image: 86K
ЗЕВСА ОЛИМПИЙСКОГО СТАТУЯ, STATUE OF ZEUS (блок управления)
Зевс - Спаситель, Высокооблачный,
Ты, восседающий на Кроновом холме,
Ты осеняющий широко текущий Алфей
И святую пещеру Иды! С мольбою,
Под свист лидийских флейт,
Припадаю к тебе.
Пиндар, ода.
Статуя Зевса в Олимпии. Создание:
Древнегреческий город Олимпия, расположенный в северо-западной части Пелопоннеса, был религиозным центром, местом культа верховного бога древних греков Зевса и проведения, посвящённых ему Олимпийских игр,
Это был величайший художественный центр Древней Греции. Архитектурный ансамбль Олимпии в основном сложился в VII - IV веках до н.э. Здесь были возведены великолепные храмы богов - большие и малые.
Там находилось и одно из семи чудес света - Статуя Зевса Олимпийского - прославленная статуя царя богов и людей работы великого греческого скульптора Фидия.
Статуя помещалась в культовом центре Олимпийского святилища — храме Зевса, в священной роще Альтисе
(единственное чудо света, оказавшееся на Европейском материке).

На вопрос художника Панэна, каким он (Фидий) задумал представить верховного бога, мастер ответил:
«...Так, как Зевс представлен Гомером в следующих стихах «Илиады»:
Рек, и во знаменье черными Зевс помавает бровями:
Быстро власы благовонные вверх поднялись у Кронида
Окрест бессмертной главы; и потрясся Олимп многохолмный»
.

Фидий успел к этому времени создать две знаменитые статуи Афины - «Афину Промахос» и «Афину Парфенос» (к сожалению, не одно из его творений до нашего времени не сохранилось).

прим.
ФИДИЙ (нач. 5 в. до н. э. — ок. 432-431 до н. э.), древнегреческий скульптор периода высокой классики. Главный помощник Перикла при реконструкции Акрополя в Афинах.

Размеры и описание статуи:
Статую Фидий исполнил в хрисоэлефантинной технике:
открытые части тела были выложены пластинами слоновой кости, одеяния отлиты из золота, а основа скульптуры была деревянной.

Статуя была огромна - высота статуи достигала ок. 17 м.
Основание статуи имело 6 метров в ширину и 1 метр в высоту.
По реконструкции археолога Ф. Адлела подлокотники трона и ладонь правой руки Зевса с фигурой Ники (символа победы) находились на высоте капилей колонн второго яруса
Как заметил Страбон, "Если бы бог встал, то мог бы проломить головой крышу".
Глаза Зевса были размером с кулак взрослого человека.
Путешественники, видевшие Зевса в Олимпии, называют удивительным сочетание в его лике властности и милосердия, мудрости и доброты.

«Бог сидит на троне, его фигура сделана из золота и слоновой кости,
на голове у него венок как бы из ветвей маслины,
на правой руке он держит богиню победы, сделанную также из слоновой кости и золота. У нее на голове повязка и венок.
В левой руке бога скипетр, украшенный всякого рода металлами. Сидящая на скипетре птица - орел.
Обувь бога и верхняя одежда - также из золота, а на одежде - изображения разных животных и полевых лилий»

(Павсаний. «Описание Эллады» V. XI. 1-10)

прим.
ХРИСОЭЛЕФАНТИННАЯ СКУЛЬПТУРА (греч. chrysos - золото и elephas - слоновая кость) — древнегреческая скульптура из золота (волосы, одежда) и слоновой кости (обнаженное тело) на деревянном каркасе.

Трон Зевса Олимпийского:
Из золота и слоновой кости был сделан и богатейший трон Зевса.
Спинку, подлокотники и подножие украшали рельефы из слоновой кости, золотые изображения богов и богинь Олимпа, около каждой ножки трона - изображения танцующих Ник.

Окружавшие трон барьеры были расписаны братом Фидия - художнитком Панэном, который работал вместе с великим мастером.
Среди изображений на картинах Патена Павсаний упоминает Атланта, держащего свод неба, Геракла, Тезея и Перифоя;
пишет он и о фигурах Эллады и Саламина с корабельными носами в руках, о Геракле, побеждающем немейского льва.

Трон Зевса Олимпийского украшали рельефы со сценами гибели дочерей Ниобы: в центре - мать, защищающая от стрел богов дочь, а слева и справа в разнообразный позах агонизирующие жертвы Аполлона и Артемиды.
В верхней части трона были изображены Хариты и Горы.
На скамеечке под ногами Зевса вырезана скромная надпись -
"Фидий, сын Хармиды, афинянин, создал меня".

Перед постаментом статуи пол был выстлан темно-синим элевсинским камнем, высеченный в нем бассейн для оливкового масла должен был сберегать слоновую кость от рассыхания.
Проникавший в двери темного храма свет, отражаясь от гладкой поверхности жидкости в бассейне, падал на золотые одежды Зевса и освещал его главу; вошедшим казалось, что сияние исходит от самого лика божества.

Статуя Зевса в последующие эпохи:
Изображение Зевса подвергалось нескольким реставрациям в разные мремена; в частности в эллинистическую эпоху (во 2 в. до н.э.) ее реставрировал скульптор Димофонт из Мессены.
При Юлии Цезаре ее подновляли после повреждения молнией.

Случались и попытки хищения отдельных частей скульптуры: так, Лукиан пишет об исчезновении двух золотых локонов, а Павсаний - о краже фигуры атлета.

О дальнейшей судьбе выдающегося произведения Фидия известно немного. После 384 г. сведения о нем исчезают.
Позже византийский историк Кедрен сообщил, что статуя в 475 г. находилась в одном из дворцов Константинополя и сгорела во время пожара.

прим.
ЭЛЛИНЫ (греч. Hellenes), самоназвание греков.

Семь чудес света. Статуя Зевса в Олимпии. Image: 86K Семь чудес света. «Сидящий Зевс», Эрмитаж Seven Wonders of the Ancient World. Statue of Zeus Семь чудес света. Статуя Зевса в Олимпии. Прорисовка