История Коми. Музыкальные инструменты народа коми.
Духовые инструменты. Струнные инструменты. Ударные инструменты.
Духовые инструменты коми
Музыкальные инструменты коми отличаются разнообразием типов и их местных разновидностей. Наиболее распространенными
были духовые инструменты (аэрофоны):
Чипсан, полян, бадь пу чипсан (ивовый свисток) и сьола чипсан (рябчиковый свисток, манок) — закрытые
(с одного конца) продольные флейты со свистковым вырезом и вставной деревянной пробкой со щелью;
Гум полян (дудка из стебля гума, дудника) — продольная губно-щелевая флейта со свистковым вырезом;
Сёй полян (глиняная дудка в форме птицы) — свистковая флейта с двумя игровыми отверстиями;
Идзас чипсан (соломенный свисток) и бадь пу полян (ивовая дудка с выкрученной сердцевиной) — аэрофоны с одинарным
бьющим язычком типа кларнета;
Сюмод полян, сюмод буксан, (берестяная дудка) — аэрофон с двойным бьющим язычком типа гобоя.
Струнные инструменты Коми
Среди струнных инструментов (хордофонов):
Брунган (гудящий, гулкий) — струнный ударный инструмент с приспособленным резонаторным ящиком больших
размеров (голбец — деревянная пристройка к кухонной печи), струны проволочные длиной от 65 до 125 см.
Брунган изготовлялся следующим образом. На боковую стенку деревенского голбца прибивают пять длинных и
толстых проволочных струн и пять отдельных подвижных струнных подставок — колодок высотой 3,5 см. Настройка
брунгана производилась передвижением колодочек ударами молоточка: для повышения звука их раздвигали — увеличивалась
степень натяжения упругости струн, для понижения — сдвигали.
Сигудок, балалайка. С. И. Налимов (1857-1916) прославился как выдающийся мастер балалаечных дел
«балалаечный Страдивари». Балалайки Налимова обладали совершенством форм, отличались изящной отделкой,
имели редкий по красоте тембра звук.
Сигудок — подвижный музыкальный инструмент с волосяными струнами. Относится к составным лютневидным хордофонам
типа шейковых лютней и представляет собой трех или четырех струнный смычковый инструмент. Сигудки имеют
разнообразные внешние формы — от простой плоской досчатой до фигурной скрипичной. Сигудки особенно бытовали
в среде охотников верховьев Вычегды. На них музицировали, как дома, так и в охотничьем срубе в лесной чаще
во время охоты. С изготовлением сигудка, согласно древним верованиям коми-зырян, на земле появилась музыка.
Ударные инструменты (идиофоны):
Тотшкбдчан (стукалка) — колотушка в виде долбленой колодки и рукоятки с подвижным билом или привязанным шариком,
Сярган (трещотка) — ребристый валик с рукояткой и скользящей по нему деревянной пластинкой внутри рамки,
Жыннян (колокол) — деревянный, долбленый из куска березы и жестяной клепаный,
Пу паньяс (деревянные ложки),
Пу бедьяс (деревянные палки),
Пу пов (деревянная дощечка, барабан).
По способу изготовления делятся на специально изготовленные и приспособленные предметы окружающего
быта, природы.
Музыкальные инструменты коми связаны с пастушеским и охотничьим образом жизни, обрядами, праздничными гуляньями,
детскими забавами.
Использованы материалы: В. Н. Белицер, Очерки по этнографии народов коми, 1958; П. Чисталев,
Коми народные музыкальные инструменты, Сыктывкар, 1984; Энциклопедия РК, Сыктывкар, 1999.