Варлам Шаламов, «Сучья война 2».
Народные песни запрещенные в СССР
«Сучья война 2» продолжение
Вести о королевской расправе
в бухте Ванино полетели через море,
и на колымской земле воры старого закона приступили к самозащите.
Была объявлена тотальная мобилизация, весь блатной мир вооружался.
Над изготовлением ножей и коротких пик-штыков тайком трудились все
кузницы и слесарные мастерские
Колымы. Ковали, конечно, не блатные,
а настоящие штатные мастера под угрозой "за-ради страха" - как говорили блатные.
Они знали гораздо раньше Гитлера, что напугать человека гораздо надежней, чем подкупить.
И, само собой, дешевле. Любой слесарь, любой кузнец согласился бы,
чтоб у него упал процент выполнения плана, но была сохранена жизнь.
Тем временем энергичный Король убедил начальство в необходимости "гастрольной"
поездки по пересылкам Дальнего Востока. Вместе с семью своими подручными
он объехал пересылки до Иркутска - оставляя в тюрьмах десятки трупов и сотни новообращенных "сук".
"Суки" вечно не могли жить в бухте Ванино. Ванино - транзитка, пересылка.
"Суки" двинулись за море - на золотые прииски. Война была перенесена
в большое пространство. Воры убивали "сук", "суки" - воров.
Цифра "архива № 3" (умершие) подскочила вверх, чуть не достигая рекордных
высот пресловутого 1938 года, когда "троцкистов" расстреливали целыми бригадами.
Начальство бросилось к телефонам, вызывая Москву.
Выяснилось, что в заманчивой формуле "новый воровской закон"
главное значение имеет слово "воровской", и ни о каких "перековках" не идет и речи.
Начальство было еще раз одурачено - жестоким и умным Королем.
С начала тридцатых годов, ловко пользуясь распространением идей
"трудового перевоспитания", блатные спасают свои кадры,
легко давая миллионы честных слов, пользуясь спектаклем "Аристократы"
и твердым указанием начальства о необходимости оказывать "доверие" уголовному рецидиву.
Идеи Макаренко и пресловутая "перековка" и дали возможность блатарям
под прикрытием этих идей спасти свои кадры и их укрепить.
Утверждалось, что в отношении бедняжек уголовников должны применяться
только исправительные, а не карательные санкции. На деле это выглядело
странной заботливостью о сохранении уголовщины. Любой практик - лагерный
работник знал - и знал всегда,- что ни о какой "перековке" и перевоспитании
уголовного рецидива не может быть и речи, что это - вредный миф.
Что обмануть фрайера, начальство - это доблесть вора; что можно давать
тысячу клятв фрайеру, миллион честных слов, лишь бы он поддался на удочку.
Недальновидные драматурги типа Шейнина или Погодина продолжали, к вящей
пользе блатного мира, проповедовать необходимость "доверия" к блатарям.
Если один Костя-капитан перевоспитался, то десять тысяч блатных
вышли из тюрем раньше времени и совершили двадцать тысяч убийств и сорок тысяч ограблений.
Вот цена, которую заплатили за "Аристократов" и "Дневник следователя".
Шейнин и Погодин были слишком несведущими людьми в столь важном вопросе.
Вместо того чтобы развенчать уголовщину, они романтизировали ее.
В 1938 году блатные были открыто призваны в лагерях для физической расправы
с "троцкистами"; блатные убивали и избивали беспомощных стариков,
голодных "доходяг"... Смертной казнью каралась даже "контрреволюционная агитация",
но преступления блатных были под зашитой начальства.
Никаких признаков "перековки" ни в блатном, ни в "сучьем" мире не обнаруживалось.
Только сотни трупов ежедневно собирались в лагерные морги.
Выходило так, что начальство, помещая вместе блатных и "сук",
сознательно подвергает тех или других смертельной опасности.
Распоряжения о "невмешательстве" были вскоре отменены и повсюду созданы отдельные,
особые зоны - для "сук" и для воров "в законе".
Поспешно и все же поздно Король и его единомышленники были сняты
со всех лагерных административных должностей и превратились в простых смертных.
Выражение "простой смертный" неожиданно приобрело особый, зловещий смысл.
"Суки" не были бессмертными. Оказалось, что создание особых зон на
территории одного лагеря не приносит никакой пользы. Кровь лилась по-прежнему.
Пришлось закрепить за ворами и "суками" отдельные прииски
(где, конечно, наряду с уголовщиной работали и представители других статей кодекса).
Создавались экспедиции - налеты вооруженных "сук" или воров на "вражеские" зоны.
Пришлось сделать еще один организационный шаг - целые приисковые управления,
объединяющие несколько приисков, закрепить за ворами и "суками".
Так, все Западное управление с его больницами, тюрьмами, лагерями осталось "сукам",
а в Северном управлении сосредоточивали воров.
На пересылках каждый блатной должен был сообщить начальству,
кто он - вор или "сука", и в зависимости от ответа он подключался в этап,
направляемый туда, где блатарю не грозила смерть.
Название "суки", хоть и неточно отражающее существо дела и терминологически неверное,
привилось сразу. Как ни пытались вожди нового закона протестовать против обидной клички,
удачного, подходящего слова не нашлось, и под этим названием они вошли
в официальную переписку, и очень скоро и сами они стали себя называть "суками".
Для ясности. Для простоты. Лингвистический спор мог немедленно привести к трагедии.
Время шло, а кровавая война на уничтожение не утихала.
Чем может это кончиться? Чем?- гадали лагерные мудрецы.
И отвечали: убийством главарей с той и другой стороны.
Уже сам Король был взорван на каком-то отдаленном прииске
(его сон в углу барака охранялся вооруженными друзьями.
Блатари подвели под угол барака заряд аммонала, достаточный, чтобы угловые нары взлетели в небо).
Уже большинство "вояк" лежало в братских лагерных могилах с деревянной
биркой на левой ноге, нетленными в вечной мерзлоте.
Уже самые видные воры – Полтора Ивана Бабаланов и Полтора Ивана Грек умерли,
не поцеловав сучьего ножа. Но другие, не менее видные – Чибис,
Мишка-одессит – поцеловали и убивали теперь блатных во славу "сучью".
На втором году этой "братоубийственной" войны обозначилось некое новое важное обстоятельство.
Как? Разве обряд целования ножа меняет блатную душу?
Или пресловутая "жульническая кровь" изменила свой химический состав в жилах уркагана оттого, что губы его прикоснулись к железному лезвию?
Вовсе не все целовавшие нож одобряли новые "сучьи" скрижали.
Многие, очень многие в душе оставались приверженцами старых
законов - ведь они сами осуждали "сук". Часть этих слабых духом блатарей
попробовала при удобном случае вернуться в "закон".
Но - королевская мысль Короля еще раз показала свою глубину и силу.
Воры "законные" грозили новообращенным "сукам" смертью и не хотели отличатьих от кадровых "сук".
Тогда несколько старых воров, поцеловавших "сучье" железо, воров, которым
стыд не давал покоя и кормил их злобу, сделали еще один удивительный ход.
Объявлен был третий воровской закон. На этот раз для разработки "идейной"
платформы у блатных третьего закона не хватило теоретических сил.
Они не руководились ничем, кроме злобы, и не выдвигали никаких лозунгов,
кроме лозунга мести и кровавой вражды к "сукам" и к' ворам - в равной мере.
Они приступили к физическому уничтожению тех и других.
В эту группу поначалу вошло так неожиданно много уркаганов,
что начальству пришлось и для них выделить отдельный прииск.
Ряд новых убийств, вовсе непредвиденных начальством, привел в большое
смущение умы лагерных работников.
Блатари третьей группы получили выразительное название "беспредельщины".
"Беспредельщину" зовут также
"махновцами" - афоризм
Нестора Махно времен
гражданской войны о своем отношении к красным и белым хорошо известен в блатном мире.
Стали рождаться новые и новые группы, принимавшие самые различные названия, например,
"Красные шапочки". Лагерное начальство сбилось с ног, обеспечивая всем
этим группам отдельные помещения.
В дальнейшем выяснилось, что "беспределыцины" не так много.
Воры действуют всегда в компании - одинокий блатарь невозможен. Публичность кутежей,
"правилок" в воровском подполье нужна и большим, и малым ворам.
Нужно принадлежать к какому-то миру, искать и находить там помощь, дружбу, совместное дело.
"Беспределыцина", по существу, трагична. В "сучьей" войне она имела
не много сторонников и была ярким явлением психологического порядка,
вызывая к себе интерес именно с этой стороны. "Беспредельщине" пришлось
испытать и много особых унижений.
Дело в том, что по приказу охраняемые конвоем камеры пересылок были двух видов:
для воров "в законе" и воров-"сук". "Беспределыцикам" же приходилось выпрашивать
у начальства место, долго объяснять, ютиться где-нибудь в уголках, среди фрайеров,
которые относились к ним без всякой симпатии. Почти всегда "беспределыцики"
были одиночными "путешественниками"'. Вору–"беспределыцику" приходилось
обращаться с просьбой к начальству - воры и "суки" требовали "своего".
Так, один из таких "беспределыциков" после выписки из больницы трое суток (до отправки)
провел под караульной вышкой - там было всего безопасней - в лагере же его могли убить,
и он отказался войти в зону.
Первый год казалось, что перевес будет за "суками". Энергичные действия их главарей,
воровские трупы на всех пересылках, разрешение направлять "сук" на те прииски, куда
раньше направлять их не рисковали - все это были признаки "сучьего" преимущества в "войне".
Вербовка "сук" путем обряда целования ножа приобрела широкую известность.
Магаданская пересылка была прочно занята "суками". Кончалась зима, и блатные "в законе"
жадно ждали начала навигации. Первый пароход должен был решить их судьбу.
Что он привезет - жизнь или смерть?
С пароходом прибыли первые сотни правоверных блатарей с "материка".
Среди них не было "сук"! "Суки" магаданской пересылки быстро этапировались в "свое" Западное управление.
Получив подкрепление, воры снова ожили, и кровавая борьба вспыхнула с новой силой.
В дальнейшем из года в год воровские кадры пополнялись приезжими, завезенными
с "материка" ворами.
"Сучьи" же кадры – размножались известным способом целования ножа.
(Варлам Шаламов, "Очерки преступного мира").
«Народные песни запрещенные в СССР». Аркадий Северный (12.03.1939 — 12.04.1980), отец и создатель русского шансона
(«Постой паровоз», «Мурка», «Жора, подержи мой макинтош», «Поручик Голицын»,
«А я один сидю на плинтуаре», «Девушка из Нагасаки», «Анаша»,
«Софка прыгает и скачет», «Кругом одни евреи»).