|
|
Строительство Камско-Печорской железной дороги в 1916 году
- В годы 1 мировой войны было продолжено строительство Камско-Печорской железной дороги, которая должна
была соединить Троицке-Печорск через Чердынь с Уральской железной дорогой (Луньвинской веткой).
В конце 1914 г. Устав акционерного общества, которое должно было заниматься организацией строительства, вернули из Министерства
путей сообщения «для пересмотра» в Департамент железных дорог. Поскольку дорога связала бы в единую транспортную систему бассейны Камы,
Печоры и Вычегды, вследствие чего,
в первую очередь, неизмеримо облегчалась транспортировка хлебных запасов на Север из
камского бассейна, резко увеличивали обороты торговля, лесоразработки, то в ее постройке особенно были заинтересованы американцы.
Они и получили концессию от российского правительства на строительство дороги.
Летом 1916 г. на старинном торговом пути Колва—Вишерка—Березовка—Усть-Еловка
появились австрийские военнопленные. Началась рубка просеки для железной дороги
шириной не менее 50 сажень, возводились бараки, склады. Усть-Еловка в это время играла важную роль в торговле чердынских купцов
с Печорой. Именно через усть-еловскую пристань велась переброска камского хлеба и соли в Коми край - до 200 тысяч пудов ежегодно.
Весной во время половодья пароход завозил товар в Усть-Еловку, а зимой через замерзшие болота его увозили в Якшу. И в Усть-Еловке,
и в Якше стояли огромные склады чердынских купцов. Только в Усть-Еловке их было до 50. Из населения в Усть-Еловке жили только
караульщики да лесная стража. Небольшие деревни Березовка, Фалины по трассе железной дороги тоже не могли обеспечить рабочими
руками ее строительство. Поэтому ставка и была сделана на австрийцев.
Строительство железной дороги велось более года. На всем протяжении трассы был
проложен телеграф, прорублена просека шириной 50 сажень, начали строить мосты.
Поставили десятки крупных складов и бараков для рабочих, завезли в огромном количестве инструменты, палатки, телеграфную проволоку.
Начался подвоз шпал и рельсов.
Местное население обогатилось на железнодорожном строительстве, устраивая меновую торговлю с австрийцами и нанимаясь на работы.
Поскольку дорога из Усть-Еловки тянулась на Троицке-Печорск, то Якша с ее складами оставалась в стороне. Поэтому решено было сплавить
огромные якшинские амбары на троицко-печорскую пристань.
Осенью 1917г. все работы по строительству железной дороги и канала были прекращены,
австрийцы уехали.
Во время гражданской войны на трассе по-прежнему стояли бараки и
склады с железнодорожным инвентарем под охраной караулов, которые не примкнули
ни к красным, ни к белым. Только в начале 1920-х гг. все имущество было растащено,
прорубленная трасса заросла лесом, опоры мостов рухнули, телеграф сняли.
|
|
|
|
|
|
|
|
^ ВВЕРХ ^ |
|