|
|
История возникновения старообрядчества и скрытничества
на Верхней и Средней Печоре. Культура и быт старообрядчества.
Возникновение старообрядчества на верхней и средней Печоре
- История возникновения старообрядчества на верхней и средней Печоре,
его состояния в дореволюционный период получила освещение в печати.
Поэтому в данном отчете приводятся только дополнительные сведения,
собранные в экспедиции, а для связного изложения этих данных используется
некоторый опубликованный ранее материал.
В вышеуказанной статье "Распад печорского старообрядчества" доказывается,
что старообрядчество на верхней и средней Печоре проникло во второй половине XVIII в. и было занесено
(вопреки мнению ряда авторов) из Усть-Цильмы, Мезени, а не с Чердыни, и
получило широкое распространение в XIX столетии.
Успеху старообрядчества способствовали малозаселенность и удаленность края,
позволявшие укрываться здесь беглым раскольникам от преследования царизма и
официальной церкви, тяжкий феодальный и национальный гнет, делавший
население восприимчивым к пропаганде старообрядчества, и отсутствие
православных церквей, которые могли бы помешать пропаганде раскола.
В XIX веке в дальнейшем распространении раскола в верховьях Печоры приняли
участие и пермские старообрядцы: чердынские купцы-староверы и переселенцы
с колвинских и других селений Чердынского края, хотя в числе таких
переселенцев было, как и на средней Печоре, немало православных, принявших
старообрядческую веру уже в тех местах, где они обосновались.
Селились здесь люди, укрывавшиеся от рекрутчины, от преследований за веру,
но главными причинами переселения все же были экономические: обширные угодья,
богатые дичью и рыбой; укромные места, где фактически народ был освобожден от податей.
На факт переселения указывают рассказы старожилов, фамильный состав
(Бурмантов, Собянин, Суслов, Девятков и др. - пермские фамилии), топонимика
отдельных названий (Пачгино, например, получило название по аналогии с чердынским Пачгино).
Однако эти связи с Чердынью не могли привести к разрыву взаимоотношений
с усть-цилемскими староверами.
Так, еще в конце XIX века некоторые староверы с верховий Печоры и даже
Колвы, как рассказывал А.С.Бурмантов из Бердыша, ездили учиться к усть-цилемцам,
после чего становились местными начетчиками (вроде Карла Никитича Паршукова с Колвы,
впоследствии наставника в Шайтановке).
Старообрядчество, возникшее вначале как
форма социального протеста, само превратилось впоследствии в одно из средств
классового гнета, позволявшее зажиточным крестьянам, наставникам и чердынским
купцам эксплуатировать своих единоверцев. Оно поддерживало консерватизм в
быту и мировоззрении, отделяло религиозной непримиримостью своих последователей
от окружающего мира.
Отношение старообрядцев к культуре, просвещению
- Враждебно в силу своей консервативной приверженности к своим
уставам и канонам относились старообрядцы к культуре, просвещению. Из боязни
"омирщения" староверы не пускали своих детей в школу.
Так, например, в 1908 г. пришлось закрыть в Щугоре земскую школу, поскольку
там оставалось всего два ученика. Аналогично было отношение к школе в верховьях
Печоры и на Колве, откуда и сейчас живет немало переселенцев в Усть-Уньинском и
Курьинском сельском совете.
Так, Ф. Собянин (с. Курья) рассказывал: "Я приехал из Колвы.
В нашей деревне школы не было, нужно было ехать в село за 9 км, но отец не отпускал.
Говорил, там никонианской вере учат и в школу ходить грешно".
По той же самой причине не посещал школу И. С. Бурмантов из д. Бердыш.
Обучением - и то немногих - мальчиков занимались начетчики или просто грамотные старики.
Вся учеба сводилась к тому, чтобы научить детей читать по-церковнославянски
богослужебные книги. Последние обычно поставляли чердынские купцы.
Однако получило распространение переписывание книг от руки.
Так, на Илыче в пустыне жили братья Бажуковы (умерли в 1-м десятилетии XX в.),
которые ездили специально в Москву покупать книги для переписки.
Писали их тетеревиным пером, а чернила изготовляли из сока ягод и смолы.
В Бердыше таким "богомазом" считался Ардамон Федорович Епаншин, который не работал,
а все время проводил в молитвах и переписке книг.
Староверы считали грехом общаться с "мирскими", пользоваться общей с ними посудой.
С. З. Каширин (1896 г. рождения), уроженец с. Усть-Илыч, живщий в с.
Троицко-Печорск, вспоминал: "Если к староверу заходя в дом возьмешься за ручку двери,
то они потом очищают ее водой, творят молитву и окуривают ладаном".
У староверов считалось грехом употреблять в пищу картофель, сахар, чай.
Вся жизнь регламентировалась массой обрядов и ограничений.
Только перед войной молодые староверы стали брить усы и бороду.
Запрещалось носить одежду фабричного производства.
Все верующие строго придерживались постов, причем к ним привлекали с 5-7 лет и детей.
Педантично отмечались все праздники и соответствующие запреты,
связанные с ними - отказ от работы в определенные дни, даже если они попадали
на страдную пору (например, сенокос в Покче начинали обязательно только
после Прокопьего дня), употребление в пищу тех или иных продуктов до
определенного праздника и в какой-то особый день.
Так, у них считалось грехом в день усекновения головы Иоанна крестителя (
29 августа по старому стилю) есть мясо, рыбу и даже бруснику,
поскольку сок ее "напоминал кровь". В селениях, где вместе жили православные
и староверы, довольно широко практиковались народные гуляния в святки,
в масленичную неделю, на троицу и другие праздники. Староверы к праздничным
увеселениям относились с неодобрением. Информаторы рассказывали, как они в
молодости тайком от родителей убегали на гулянки или чтобы принять участие в
святочных гаданьях. Повседневная жизнь старовера сопровождалась постоянными молитвами.
Тот же самый С.З.Каширин вспоминал: "Утром встанешь - помолишься, мыться
пойдешь - воду в рукомойнике перекрестишь, молитва - до еды и после еды.
За плуг возьмешься или за косу - опять молитву читаешь. А если в баню сходишь,
то за то, что господь бог помыться сподобил, сто поклонов положить надо."
В тех селениях, где имелись православные церкви, зачастую построенные
вопреки желанию большинства населения, придерживающегося иной веры,
старообрядцы староверы испытывали преследования со стороны священнослужителей.
Особенно это проявлялось в требовании выполнять обряды крещения, венчания и похорон,
поскольку запись актов гражданского состояния находилась в руках православной церкви.
Без крещения в православной церкви староверы лишались некоторых прав,
не церковный брак не имел юридической силы; дети, родившиеся от этого брака,
считались незаконнорожденными. В этих условиях староверы вынуждены были крестить
детей в церкви. Впоследствии их перекрещивали местные старообрядческие наставники.
Иногда приезжие усть-цилемские начетчики признавали, что крещение совершено без
соблюдения всех уставных положений, и ради личной выгоды совершали еще третье крещение.
Затем часть таких "трижды крещенных" попадала под влияние скрытничества и еще
раз крестилась. Информаторы нам сообщали, что во всех селениях и сейчас еще есть люди,
которые крещены по 3-4 раза. Также староверы вынуждены были венчаться в церкви,
хотя и считали это грехом, наставники обычно на венчавшихся накладывали
епитимию - 6 недель строгого поста и выполнение определенного количества молитв.
На территории нынешних Усть-Усинского и Курьинского сельских советов из-за
удаленности от обслуживающих местные селения церкви в Тулпане и волостного
правления, требовательность священника и исправника проявлялась гораздо слабее,
поэтому местные староверы предпочитали уклоняться от церковного крещения и венчания.
Последний обряд обычно сводился к благословению наставника или даже родителей.
Ю.А.Пачгина (д. Волосница) рассказывала: "У них хотя некоторые и венчались,
но чаще всего родители благословят ковригой хлеба с солью, иконой - вот и весь обряд".
- В среде староверов вся духовная жизнь концентрировалась вокруг вопросов
личного спасения и поисков "истинной веры", что отвлекало их от борьбы
за свои права и революционных преобразований. Старообрядцы верхней и средней Печоры,
как и усть-цилемцы, принадлежали к беспоповщине, поморскому даниловскому толку.
Впоследствии под воздействием пижемских наставников, установивших связь
с московскими федосеевцами, староверы средней Печоры принимают их вероучение.
К концу XIX в. существенных различий у федосеевцев с даниловцами не существовало,
изменение выразилось главным образом в принятии их бракоборного учения.
В то же время в Чердынском крае получает известное распространение новый толк
"дырников" или "дыроломов",3 иногда его последователей называют "иконоборцами".
Очевидно, вместе с переселенцами дырничество попало в селения по Печоре и Унье.
В укоренении этой веры сыграл некоторую роль некий проповедник Костя, который,
по рассказам информаторов, приехал из Тулпана. Поэтому данный толк в указанных
селах и деревнях нередко называют "костиной верой". По учению дырников иконы
являются простыми досками и лишены какой-либо святости, и молиться нужно не на них,
а прямо обращаться к господу богу.
Для этой цели они проделывали в стене дома дыру, обращенную на восток
(где, по их мнению, находился бог), и молились двуперст-но в это отверстие.
Причем они отличались непримиримостью не только к православным, но и староверам,
которых они к себе в дом пускали неохотно и запрещали в избе осенять себя крестным знамением.
Большого распространения в селениях Усть-Уньинского и Курьинского сельских
советов эта вера не получила, и к настоящему времени она исчезла.
Старожилы вспоминали, что последняя представительница умерла несколько лет назад
в селе Курья и перед смертью завещала не делать по себе никаких поминок,
ничего из оставшегося имущества не раздавать староверам.
Несколько позднее у верхнепечорских староверов произошел раскол на "изосимову"
и "гаврилину" веры. Основателем первой был некий Изосим, второй,
по одним сведениям - Гаврила Семенович из Нюзима, по другим - Гаврила Иванович Пашин,
основатель скита в деревне Патраковка.
Предметом разногласий явился войрос, на какое плечо класть двуперстие при слове сын божий.
Сторонники Гаврилы утверждали, что нужно на правое плечо, изосимовцы - на левое.
Кроме того, Гаврила ввел обычай иорданского крещения. Споры и диспуты
об "истинности" той или иной веры побудили некоторых староверов искать подтверждение
своей правоты в других местах.
По воспоминаниям С.К.Лызлова (д. Шайтановка), их наставник К.Н.Паршуков
побывал в Москве, Петрограде, Перми и нашел правильную веру в каком-то Семеновграде.
В 1912 г. среди печорских староверов распространился слух о кончине мира
и "втором пришествии Христа" в связи с тем, что празднование благовещения
совпадало с пасхой. Началось массовое бегство из сел и деревень в пустыни.
Пустынничество в Чердын-ском крае имело место и раньше. Так, в 1909 г. имелись
53 пустыни, из них - 27 по Унье и 11 по Печоре.4 Поселение в глухих местах
вызывалось не только стремлением к личному спасению в уединении, но и чисто
экономическими соображениями - поисками удобных участков для занятий земледелием.
- В 1912 г. бегство в пустыни приняло уже религиозный характер, причем, по сообщению
Пушвинцева, число пустынников возросло почти в три раза. Как сообщали информаторы,
в деревнях Светлый Родник и Бердыш пропагандой пустынничества занимался бердышский
наставник Антон Григорьевич Плотников. Утверждая, что конец света наступит скоро,
он предложил односельчанам покинуть свои дома, не брать ничего с собой.
В кельях он запрещал заниматься трудом, охотиться, не разрешал пользоваться
спичками, селитрой, огонь добывать разрешалось только кремнем.
Из Светлого Родника ушли все члены трех семей, некоторые из них умерли голодной смертью.
Из одной семьи странствовать по лесу отправились в ожидании конца света три брата,
двое умерло, а третий, питаясь березовой корой, спасся, сумел добраться до лесной избушки.
Когда конец света не состоялся, А. Г. Плотников признался в своей ошибке.
Такие же приготовления к смерти по случаю "кончины света" имели место
и на средней Печоре, хотя бегство в пустыни и не приняло такого массового характера.
В деревне Абар одна семья, надев саваны, целый день лежала в избе,
не вставая с места, ожидая "второго пришествия", пока их не подняли односельчане,
привлеченные криками голодного скота.
Большинство пустынников, прожив 1-2 года
в лесных избушках, вернулись в свои селения, однако еще в 1914 г.,
как сообщает Пушвинцев, в Чердынском уезде 50 семей скрывалось в кельях,
в том числе 7 -по реке Унье, 3 - по реке Кедровка, 6 - по реке Шежим, 1 - по реке
Малая Шайтановка, 1 - по реке Большая Шайтановка. Часть живших в кельях была
с территории нынешнего Ныробского района, а 20 семей -из деревень Курьинского
и Усть-Уньинского сельсоветов Троицко-Печорского района (6 семей из Светлого
Родника, 6 - из Бердыша, 2 -из Пачгино, 2 - из Шайтановки, 2 - из Волосницы, 2 - из села Курьи).
Вероятно, перечень келий и семей, приводимый Пушвинцевым, не является полным.
По крайней мере можно, еще основываясь на воспоминаниях старожилов,
указать на пустынь в Патраковке (в 9 км от с. Курья. Сейчас там уже нет никаких строений),
где жил Гаврила Иванович Пашин.
Была построена двухэтажная келья, верхний этаж был отведен для молельни,
а внизу жил Гаврила с женой, две сестры, два стари-1 и старуха.
Кроме того, в келье содержались три девочки, взятые на обучения
старославянской грамоте и основам старообрядческого вероучения.
Одна из этих воспитанниц, А. В. Редькина (из пос. Водный), рассказывала, там она находилась с 1913 г. по 1919 г.,
убежала из кельи в гражданскую войну после того, как исчезли 2 ее брата.
"Отдали меня туда,- вспоминает она,- еще восьми лет, когда слух пошел
о конце света. Жили в постах, молитвах, работали на поле, а мясо добывали охотой."
Старообрядчество после установления советской власти
- Старообрядчество оставалось крайне реакционным явлением и после
установления советской власти. Отдельные старообрядческие наставники
выступали против коллективизации. Сохранилось в перле годы враждебное
отношение к школе и медицине. Так, еще в )27-28 гг. жители деревень
Демино, Пашня, Евтожнево, Омелино и некоторых других отказывались
отправлять своих детей в Савиноборскую школу I ступени.6 В Щугорской
школе обычно к концу учебного года был большой отсев, кроме того,
болыпинство учащихся не посещали занятия в дни религиозных праздников.
Еще в 20-е и даже 30-е годы многие жители печорских селений строго
придерживались консервативных старообрядческих обычаев традиций.
Инспектор РОНО, побывавший в 1933 году в Даниловке, сообщал:
"Население в большинстве своем староверы, многие из них неграмотны,
посторонних считают нечистыми, не кормят из своей посуды. Из-за боязни
греха никто в свидетели не пойдет, даже если и было совершено убийство.
Очень распространена вера в знахарство, молодежь из зажиточной среды
крепко держится староверства, у бедняков вера постепенно ослабевает".
Сохранялось оскорбительное отношение к роженице, которая обычно рожала
в бане или хлеву и в течение недели считалась "нечистой", из боязни
"оскверниться" к ней никто из чужих не смел заходить в течение 40 дней.
А. К. Бурмантова (д. Волосница) вспоминала: "Я рожала на улице,
в дом не пускали, говорили: "Ты поганая", 8 дней лежала с ребенком в бане".
Самым реакционным и распространенным на верхней и средней Печоре толком
в старообрядчестве был бегунский (истинно эавославные христиане - скрытники).
Скрытничество на Печору проникло из Пермской губернии, где оно
перед мировой войной оформилось в самостоятельный придел, руководителем
которого являлся богатый купец из с. Ильинского В. И. Рукавицин, использовавший
свое положение в эксплуататорских целях.
Перед началом первой мировой войны
отдельные проповедники скрытничества несколько раз заезжали в селения по
Унье и Печоре. Информаторы в числе их называли нам Корнилу Александровича и
Евстафия Васильевича. В годы войны несколько скрытников-староверов, в том числе и
упоминавшиеся проповедники, поселились в деревнях нынешних Усть-Уньинского
и Курьинского сельских советов и вели там активную пропаганду.
Проповедь скрытничества усиливается с появлением там активного
наставника - сына уральского торговца А. Е. Пинаева (Евареста),
который впоследствии становится руководителем братства ИПХС.
После войны Еварест, его сподвижники Филарет (Сонников),
Никон Степанович и другие ведут пропаганду среди старообрядческого коми населения.
Распространенной формой пропаганды являлись диспуты (по-местному "беседы"),
на которые съезжались наставники старообрядцев, скрытников из ближайших селений.
На верхней Печоре в спорах участвовали гавриловцы, изамовцы, дырники и скрытники.
Каждый наставник приезжал с книгами, споры принимали порой чисто
схоластический характер вокруг какого-то уставного или догматического
положения или сводились к вопросу об употреблении картофеля, сахара, конфет, вина.
Иногда диспуты кончались ссорами, некоторые из наставников уезжали обиженными
еще до конца "беседы". Там, где имелись сильные старообрядческие наставники
(например, в Курье) или сильные атеистические настроения в бедняцкой среде
(в Пачгино молодежь на беседу пришла с гармошкой), Еваресту не удавалось добиться успеха.
Главной причиной того, что скрытничество все же получило широкое
распространение, было то обстоятельство, что оно нашло социальную опору
в виде кулацких элементов, стремящихся посредством ухода в леса со своим
имуществом избежать раскулачивания, государственных повинностей и налогов,
а также помешать социалистическим преобразованиям. К тому времени у пермских
скрытников произошел раскол, являющийся реакцией на борьбу статейников и противостатейников.
Еще в 60-х годах XIX в. один из руководителей центрального братства ИПХС
Никита Семенович выступил с требованием учреждения церковной иерархии,
выдвинув в ее доказательство 84 статьи. Против него возникла оппозиция
из числа недовольных его личным возвеличиванием и строгим централизмом.
Образовалась группа противостатейников, которая утверждала, что во главе
церкви стоял лишь апостол Петр, а после его смерти должно существовать "братство".
По сообщению А. А. Сусловой (Светлый Родник), И. С. Бурмантова (Бердыш),
некий Савва (игумен осинских скитов) выступил против власти Евареста
и примкнул к противостатейникам. Его сторонник проповедник Изосим жил одно
время в Гаревке и пытался привлечь к себе скрытников верхней Печоры.
В Курье он устраивал диспут с Еварестом, но успеха не добился и уехал
обратно в Пермскую область. Нами приобретена в д. Светлый Родник машинописная
книга "Святитель", составленная Еварестом на основе библейских изречений,
выдержек из уставов, житий святых, в которой он обличает противостатейников,
позволяющая разобраться в существе споров разных толков в скрытничестве.
В 20-е годы скрытничество распространяется на селения по Ылычу, Покчу,
Скаляп, Возино, Кодач, Петрушино, Подчерье и ряд мелких деревень.
Скрытничество отмечалось непримиримостью к православию и ко всякой власти,
считавшейся представителем антихриста. Скрытники возвели в степень догмата
уход из мира, отказ от документов и всякого общения с государством,
отказ от брака. Единственным спасением было бегство в "пустыню", в леса.
Но поскольку не все могли порвать с миром, а также скрытникам необходимы
были средства к существованию, то среди верующих образовались две группы - странников
(истинных христиан), действительно скрывавшихся по лесам и подвалам,
и странноприимцев (мирских христиан), которые, оставаясь в миру, укрывали,
содержали бегунов и переходили в разряд последних, приняв обряд водного
крещения перед смертью.
В селах, деревнях, обычно где-нибудь на окраине, появляются кельи,
строятся подвалы в домах "мирских христиан", где укрываются "истинные".
Некоторые из них поселяются в лесных избушках по притокам Печоры.
С коллективизацией и раскулачиванием бегство в леса усилилось, причем
в скрытники бежали преимущественно кулаки. На агитацию однако нередко
поддавались и некоторые фанатичные верующие из бедняцкой и середняцкой среды.
В селах и деревнях Усть-Уньинского и Курьинского сельсоветов Еваресту
удалось привлечь на свою сторону население только Светлого Родника, Бердыша,
Гаревки, частично Усть-Уньи.
В деревне Светлый Родник была устроена келья, где жили женщины; в нескольких
километрах от Бердыша, в Комарове, находилось мужское общежитие, помещавшееся
в двухэтажном доме; в верховьях Уньи и на ее притоках было еще несколько
отдельных келий для пожилых скрытников. По некоторым сведениям, полученным
от информаторов, наставником ИПХС в Светлом Роднике был Антон Григорьевич
Плотников, а его брат Дмитрий возглавлял сектантов в Бердыше. Хотя скрытники
жили по монастырским уставам, по рассказам местных жителей допускались их нарушения.
Скрытники из Комарова наведывались в женскую келью в Светлый Родник,
вследствие чего некоторые скрытницы имели детей.
- О своей жизни в скиту нам рассказала вышедшая оттуда после гражданской
войны А. Е. Собянина (Светлый Родник, 70 лет): "Меня увезли в скит в село
Ильинское еще молодой, содержали хозяева, зато работать приходилось много.
Там были две старухи, они молились все утро, а мы вставали в 3-4 часа утра,
"Начало" ложили и на работу: жали, за скотом ходили. Вначале я три года
была приближенной, потом перекрестилась. Две старушки "истые" жили отдельно от нас,
питались из особой посуды. После крещения я с ними стала питаться вместе.
Посты соблюдали регулярно. После крещения работала поменьше, нужно молиться
(до 15 лестовок в день ложили), но все же заставляли собирать грибы, ягоды.
Съестное нам никто не приносил, все заготовляли сами, разве что хозяева кое-что давали.
После революции все стали разбегаться из скитов, и я убежала".
- Более 15 лет провела в кельях в Светлом Роднике, Черепанове,
Скаляпе и Талом А. А. Суслова из деревни Светлый Родник. Приводим краткую запись ее воспоминаний:
"Нас, скрытников, старшая из одной кельи в другую переводила,
но порядок был один и тот же везде. В 4 часа скитниц будила игуменья.
Вначале помолишься, умоешься, а потом идешь на заутреню.
Она продолжалась в будние дни 1,5-2 часа, а по праздникам - часа три.
Грамотные молились по книгам, остальные - по лестовке.
После этого устраивалось чтение "читьи-минеи". Одна из нас читает, остальные слушают.
Часть скитниц по очереди в это время помогала стряпухе или ухаживала за
убогими стариками (их иногда в кельях набиралось много), мыла их, чесала им голову,
штопала одежду. Затем после чтения все становятся "на часы",
а потом - молебен или заупокойная обедня. Так продолжалось до 10-11 часов,
после чего - обед (он же и завтрак). После обеда летом скитницы, что помоложе,
работали на огороде, а зимой все занимались рукоделием, причем
в это время кто-нибудь из скитниц читала религиозные книги.
Некоторых, опять же по очереди, направляли мыть пол, протирать иконы, книги.
Библиотеки большие были, их уже потом разорили: когда скиты стали ликвидировать,
книги прямо в воду бросали или сжигали. Работа продолжалась до 3-4 часов дня,
потом мы отдыхали немного, а с 5 часов до 7 стояли на вечерне.
Ужинали в 7-8 часов вечера и ложились спать. И так продолжалось все годы моего
пребывания в скитах. В 1930 г. ликвидировали скит в деревне Талая,
и я ушла после этого в мир".
Так, в постах и молитвах, в отрыве от окружающей жизни проводили в кельях
свое время и другие "мироотречники". Здесь же в кельях было налажено
изготовление медных икон, переписывались или перепечатывались книги.
С самого начала скрытничество на Печоре приняло антисоветский характер.
Скрытнические вожаки вели агитацию против колхозов, школьного образования,
посещения клубов. Ф. А. Суслов из Пачгино, работавший со дня основания
председателем колхоза в Бердыше, рассказывал, что наставники скрытников угрожали
разными карами колхозникам, утверждая, что они "продались в руки дьяволу".11
Население деревни Пырдинской на средней Печоре, попавшее под влияние
скрытничества, поголовно отказалось в 1926 г. учить детей в школе,
если там не будет введен закон божий. В результате проведенной
политико-воспитательной и культурно-просветительной работы, а также
привлечения вожаков Чердынского братства к ответственности деятельность
скрытничества на Печоре к середине 30-х годов заметно сократилась.
Были ликвидированы кельи в лесу, закрыты молельни в деревнях.
На верхней Печоре в 1939 г. были обнаружены в келье две последние скрытницы,
жившие в глухом лесу по р. Унье. Однако по дороге они бросились в воду и утопились,
не желая выходить в мир. Иные скрытницы на средней Печоре оставались жить
в лесных избушках и в более позднее время. Предчувствуя ликвидацию келий,
скрытники спрятали свое имущество, книги в укромных местах. В 1939 г.
на р. Потеряха (недалеко от Комарова) на дереве был обнаружен тайник,
в котором находились две пишущие машинки. В 1966 г. жители Светлого
Родника нашли в лесу бочку с книгами, часть из них пришла уже в негодность от сырости.
Оставшиеся книги были разобраны верующими, часть из них удалось приобрести
сотрудникам экспедиции.
Влияние скрытничества в годы войны и послевоенный период усилилось.
Появляются новые кельи "мироотречников"; часть населения в годы войны
бежала в леса, скрываясь от призыва в армию. Хотя и в ослабленном виде,
растеряв массу своих приверженцев, скрытничество сохранилось до наших дней.
(Ю. В. Гагарин).
Старовер дед Поликарп на Верхней Печоре (Шежим)
Фото с Google Планета Земля. Автор sad200673
- Если вы верите в конец света 2012 то вам сюда.
«Конец света 21 декабря 2012»
– проект сообщества Выживальщиков России. Предсказания Нострадамуса, Ванги, календарь цивилизации Майя,
конец света Майя. Утверждается, что у каждого есть шанс выжить при разрушительных катаклизмах,
войнах, апокалипсисе и «конце света», и надо только знать, что делать и куда идти…
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
^ ВВЕРХ ^ |
|