|
|
Автомобильные дороги и перевозки
грузов в Коми в 1960-е. МАЗ-200.
Дороги Коми в начале 1960-х
- Какова была протяженность дорог в нашей республике на начало 1960 г.?
Дорог республиканского значения
имелось 1517,5 км. К ним относились: Сыктывкар — Мураши (356 км), Сыктывкар — Вогваздино — Межог
(149 км), Вогваздино—Ухта (259,1км), Сыктывкар—Троицко-Печорск (417км), Айкино—Кослан (166км),
Визинга — Монастырская (185км). По типам дорог они
характеризовались: черное шоссе — 25,3 км, белое шоссе
(щебеночные и шлаковые) —47,1, мостовые—4,5, гравийные—211,5 грунтовые, улучшенные гравием,
щебнем — 501,8, профилированные — 284,2 естественные — 414,4,
прочие — 28,7 км.
Дорог республиканского значения имелось 435 км. К ним относились:
Корткерос — Лопыдино (97 км), Сторожевск — Нившера
(102 км), Ижма—Ираель (93км), Усть-Кулом—Усть-Нем — Пожег (143 км). По типам: грунтовые улучшенные
гравием, щебнем — 107,5 км, профилированные — 98,5,
естественные — 223,7, прочие — 5,3 км; местного значения —5145,5км, в т. ч. грунтовые улучшенные—996,
профилированные—362,2, естественные—3391,6, прочие — 95,5 км.
На дорогах республиканского значения имелось
2157 мостов (10220 п. м), более 180 труб, 16 паромных
переправ, в т. ч. 6 механизированных.
Самой важной стройкой в начале 60-х годов являлась
новая межрайонная автомобильная дорога Сыктывкар — Визинга, осуществляемая за счет целевых отчислений
от доходов по эксплуатации автомобильного транспорта
и участия колхозов, совхозов, предприятий и организаций в строительстве и ремонте автомобильных дорог.
Большой победой стала сдача в эксплуатацию железобетонного совмещенного моста через
р. Вычегда в районе с. Слудки.
Трудно переоценить значение такого события. До
сооружения этого моста на паромной переправе
переправлялся весь автотранспорт, что приводило к большим простоям.
В декабре 1964 г. был принят в эксплуатацию
участок дороги Объячево — Ношуль (21 км) с гравийным покрытием.
Дороги Коми в конце 1960-х
- На сессии Верховного Совета Коми (1965) отмечалось, что
автомобильный транспорт является одним из основных в республике, а для ряда сельских
районов — единственным. Из общего количества 67
млн. т грузов, перевезенных в республике в 1964 г., на
автомобильный транспорт приходилось 37 млн. т грузов (на
7 млн. т больше, чем на железнодорожный и водный
транспорт вместе взятые), а пассажиров перевезли
автомобильным транспортом в 25 раз больше, чем всеми другими.
В 1966 из дорог областного значения был построен участок
Визинга — Монастыря (19,5 км). За счет снижения себестоимости работ сэкономили 19 тыс. руб.,
которые направили на перестройку ветхих деревянных мостов.
Ввели также 43,8 км дорог:
Гагшор — Койгородок (19,5 км), Ачим — Кылтово
(12,8 км), Печора — Белый-Ю (3,5 км), Ракпас — Шошка (3 км).
В том же году началось строительство дороги Летка — Мураши.
Сыктывкар-Эжва — первый отстроенный участок с асфальтобетонным поктытием
автодороги Сыктывкар-Княжпогост, 1966 год. Вдали видны дымящиеся трубы недавно
запущенного Сыктывкарского ЛПК в Эжве
Карта Google. Автотрасса Р-25 Сыктывкар-Ухта, участок дороги Сыктывкар-Эжва
Просмотреть увеличенную карту
В 1967 г. четыре района (Сыктывдинский, Сысольский,
Княжпогостский и Корткеросский) уже имели связь с
Сыктывкаром. Их соединяли дороги с твердым
покрытием. Тогда же началось строительство моста
(347 п. м) через р. Сысола на дороге Сыктывкар — Троицко-Печорск.
В 1968 г. началась прокладка автотрассы Визинга—Объячево.
Это был важнейший участок главного тракта
республики Сыктывкар — Мураши.
В шестидесятые годы больше стали обращать внимания
на качество строительства дорог. Вследствие применения некачественных строительных материалов
построенные в сороковые-пятидесятые годы дороги не выдерживали
нагрузок и преждевременно разрушались. В сентябре 1966 г.
было запрещено строительство автомобильных дорог с черным гравийным покрытием.
Вывозка деловой древесины по лежневой дороге на МАЗ-501
(Ухтинский леспромхоз, 1960-е гг.)
МАЗ-200 (справка)
- МАЗ-200 — грузовой автомобиль
производства Минского автомобильного завода выпускался с 1951 г. по 1966 г.
Отличительные черты: своеобразная решетка радиатора и эмблема «зубр».
Двигатель (ЯАЗ-204А, дизельный, 2-тактный, 4-цилиндровый, однорядный)
был достаточно компактным, но очень тяжелым, его масса (без сцепления и коробки передач)
составляла 800 кг.
Кабина МАЗа изготавливалась на деревянном каркасе с деревянной обшивкой,
поверх неё — листами из жести окрашенной обычно в защитный цвет.
На базе МАЗ-200 были разработаны полноприводные
грузовик-лесовоз МАЗ-501 и армейский грузовик МАЗ-502 (первый двухосный
полноприводный автомобиль военного назначения), а также автосамосвал МАЗ-205.
Автомобиль-вездеход МАЗ-501 с колесной формулой 4x4 широко применялся на лесоразработках
в Республике Коми, а также в Сибири и на Дальнем Востоке.
|
|
|
|
|
|
Литература
- Историко-культурный атлас Республики
Коми. – М: Дрофа; Д и К, 1997.
- Республика Коми. Энциклопедия в 3-х томах. Сыктывкар, 1997,
1999, 2000.
- Населенные пункты РК. Историко-демографический справочник. Сыктывкар, 2000.
- Дороги Республики Коми. Сыктывкар, 1997.
|
|
|
|
^ ВВЕРХ ^ |
|