Дороги Коми. Перевозки различных грузов
сайт Леонида Томова
Природа
История Коми

Дороги Коми в 1940-е

Дороги
Перевозки грузов
ПОИСК: 
Главная страница Главная страница
История Коми - России История Коми – России
Природа Коми Природа Коми
Транспорт в Коми Транспорт в Коми
Торговля, дороги и перевозки в Коми в 19 - нач. 20 века Дороги и перевозки 19 в.
Дороги перевозки 1940-е Дороги перевозки 1940-е
Дороги и перевозки грузов в 1970-е Дороги перевозки 1970-е
Дороги и перевозки грузов в 1980-е Дороги Коми 1980-е - 2010-е
Торцовые дороги из деревянных шашек. 1930-е Торцовые дороги
Перевозки грузов специальным транспортом Перевозки грузов спецтранспортом
Организация централизованных перевозок Централизованные перевозки
Топографические карты Коми Топографические карты Коми
Чрезкаменный путь Чрезкаменный путь
Русь 13 век Русь 13 век.
        Интерактивная карта
Великий Новгород. Падение Республики Великий Новгород.
        Падение Республики
Семь чудес Коми Семь чудес Коми
Столбы выветривания Столбы выветривания
Сыктывдинский район Сыктывдинский район
Партнеры сайта tomovl.ru Избранные ссылки
Добавить в избранное
Сделать дом. страничкой
Обратная связь:
mailto: tomovl@mail.ru
Translate.Ru PROMT©
Автодороги  и  перевозки в  Коми  в 1940-е. Легендарный грузовик ЗиС-150 на дорогах Коми.

Дороги Коми в начале 1940-х гг.

  • В четвертое десятилетие дорожное хозяйство республики вступило более развитым, однако усовершенствование дорог серьезно ограничивалось из-за нехватки денежных средств, материалов, низкой механизации строительных работ. Слаба была и материально-техническая база. В 1941 г. в республике насчитывалось 4525 мостов (17043 п. м). Их необходимо было поддерживать в проезжем состоянии, также как и полотно грунтовых дорог. Даже лучшие дороги государственного значения, которых к 1941 г. имелось 922 км: Мураши — Сыктывкар (427 км), Сыктывкар — Троицко-Печорск (417 км), Устьвым —Межог принадлежали по своему типу к грунтовым.

    Из общей протяженности дорог торцовых мостовых имелось 4,4 км, с жердевым настилом — 11,6, грунтовых с добавками — 466,7, грунтовых профилированных — 2785 и грунтовых естественных—161,5км.

    Заметно развивалась дорожная сеть Сыктывкара. Так, в 1940 г. протяженность улиц с твердым покрытием в городе составила 4,7 км (в 1930 г. были проложены только 2 км гравийных дорог). Булыжником и деревянным торцом частично замостили улицы Кирова, Советская, Коммунистическая, Бабушкина, Пушкина и Орджоникидзе. В 1940 в Сыктывкаре даже были открыты первые городские автобусные маршруты.

Дороги и перевозки в военные и послевоенные годы.

  • Обширный план дорожного строительства намечался на 1941, но нападение Германии на СССР перечеркнуло намеченное. Дорожное строительство, как и все народное хозяйство Коми АССР, тоже стало жить по законам военного времени. В 1942 г. в стране была введена трудовая мобилизация граждан для работы в промышленности и строительстве. С 5 сентября 1941 г. был мобилизован автотранспорт всех предприятий для поставки в Красную Армию, в т. ч. по Доруправлению — 8 автомашин.

    Наряду с ремонтом дорог, правительство Коми особо обратило внимание на строительство дороги Ижма — Ираель (95 км), которое началось в 1941 г. Она была крайне необходима: Ижемский и Усть-Цилемский районы из-за бездорожья были оторваны от остальных территорий республики. Этот путь обеспечивал выход северному региону на железную дорогу Котлас — Воркута. На Ижемской дороге в 1941 г. уже провели изыскания (на 42км). Стоимость строительства указанного участка по сравнению с другими была значительно дешевле.

    Ремонт и содержание дорог для грузо и пассажироперевозок, как правило, вели вручную. К тому же не хватало рабочих. Из имевшихся 7 газогенераторных автомашин исправными были 3, из б тракторов — 3. Техника простаивала из-за отсутствия запчастей.

    Наступил победный 1945 г. Объемы дорожно-строительных работ несколько возросли по сравнению с предыдущим, но значительно уступали довоенному 1940 г. Если в 1940 г. дорожных работ выполнили на 4285 тыс. руб., в 1944—на 1678,5 тыс. руб., а в 1945 — на 1769,5 тыс. руб..

    Учитывая, что дорожно-строительная техника за годы войны пришла в негодность, а трудовые ресурсы уменьшились, необходимо было срочно переходить на механизацию. С этой целью на 1946 г. была поставлена задача приобрести дорожные машины и механизмы: 8 автомашин ЗИС-5, 7 тракторов ЧТЗ-65, 4 грейдера, 6 скреперов, 3 канавокопателя и одну камнедробилку.

    В июне 1947 в республике проведен декадник по дорожному строительству с массовым участием населения и гужевого транспорта. В день на работу выходило в среднем 4127 человек и 1247 лошадей. За декадник было заготовлено 3154 куб. м леса, 6756 куб. м гравия и 14100 куб. м песка, перестроено и капитально отремонтировано 1763,5 п. м мостов.

    В 1949 г. был построен первый цех дорожного битума, производительностью 10 тыс. т в год, что способствовало улучшению строительства дорог в республике.

    Дороги Коми в конце 1940-х. Легендарный грузовик ЗиС-150 прорывается сквозь непролазную грязь.
    Грузовик ЗИС-150 на дорогах Коми. 1940-е годы.

Грузовик ЗиС-150 (справка)

  • ЗиС-150 — советский грузовой автомобиль для перевозки различных грузов, выпускавшийся с 1948 по 1957 на Московском автозаводе имени Сталина (Лихачева). В конструкции ЗиС-150 впервые в истории отечественного автомобилестроения были применены пятиступенчатая КПП с шестернями постоянного зацепления и новинка для советского автомобилестроения — пневматический привод тормозов. Грузоподъёмность увеличилась с 3 до 4 тонн. Ветровое стекло кабины состоит из двух половинок. Левая половинка подъемная, она закрепляется в любом положении при помощи кулисного механизма. Хотя грузовик ЗИС-150 пересталась выпускатся еще в 1957 г., ее можно было видеть на дорогах Сыктывкара вплоть до 1980-х. Легендарный грузовик ЗиС-150


Литература
  • Историко-культурный атлас Республики Коми. – М: Дрофа; Д и К, 1997.
  • Республика Коми. Энциклопедия в 3-х томах. Сыктывкар, 1997, 1999, 2000.
  • Населенные пункты РК. Историко-демографический справочник. Сыктывкар, 2000.
  • Дороги Республики Коми. Сыктывкар, 1997.
nasa карты дороги история природа чудес
о монете каталог ценник валюты

^ ВВЕРХ ^


  Copyright © 2005-2014, Леонид Томов
Rambler's Top100 mailto: tomovl@mail.ru