|
|
Автодороги и перевозки
в Коми в 1940-е. Легендарный грузовик ЗиС-150 на дорогах Коми.
Дороги Коми в начале 1940-х гг.
- В четвертое десятилетие дорожное хозяйство республики
вступило более развитым, однако усовершенствование дорог серьезно ограничивалось из-за нехватки
денежных средств, материалов, низкой механизации строительных работ. Слаба была и материально-техническая база.
В 1941 г. в республике насчитывалось 4525 мостов
(17043 п. м). Их необходимо было поддерживать в проезжем состоянии, также как и полотно грунтовых дорог.
Даже лучшие дороги государственного значения, которых
к 1941 г. имелось 922 км: Мураши — Сыктывкар (427 км),
Сыктывкар — Троицко-Печорск (417 км), Устьвым —Межог принадлежали по своему типу к грунтовым.
Из общей протяженности дорог торцовых мостовых
имелось 4,4 км, с жердевым настилом — 11,6, грунтовых
с добавками — 466,7, грунтовых профилированных — 2785 и грунтовых естественных—161,5км.
Заметно развивалась дорожная сеть Сыктывкара. Так,
в 1940 г. протяженность улиц с твердым покрытием в городе
составила 4,7 км (в 1930 г. были проложены только 2 км
гравийных дорог). Булыжником и деревянным торцом частично замостили улицы Кирова, Советская,
Коммунистическая, Бабушкина, Пушкина и Орджоникидзе. В 1940 в Сыктывкаре
даже были открыты первые городские автобусные маршруты.
Дороги и перевозки в военные и послевоенные годы.
- Обширный план дорожного строительства намечался на
1941, но нападение Германии на СССР перечеркнуло намеченное. Дорожное строительство,
как и все народное хозяйство
Коми АССР, тоже стало жить по законам военного
времени. В 1942 г. в стране была введена трудовая
мобилизация граждан для работы в промышленности и строительстве.
С 5 сентября 1941 г. был мобилизован автотранспорт
всех предприятий для поставки в Красную Армию, в
т. ч. по Доруправлению — 8 автомашин.
Наряду с ремонтом дорог, правительство Коми особо обратило
внимание на строительство дороги Ижма — Ираель
(95 км), которое началось в 1941 г. Она была крайне
необходима: Ижемский и Усть-Цилемский районы из-за
бездорожья были оторваны от остальных территорий республики.
Этот путь обеспечивал выход северному региону
на железную дорогу Котлас — Воркута. На Ижемской
дороге в 1941 г. уже провели изыскания (на 42км).
Стоимость строительства указанного участка по сравнению
с другими была значительно дешевле.
Ремонт и содержание дорог для грузо и пассажироперевозок, как правило, вели
вручную. К тому же не хватало рабочих. Из имевшихся
7 газогенераторных автомашин исправными были 3, из
б тракторов — 3. Техника простаивала из-за отсутствия
запчастей.
Наступил победный 1945 г. Объемы дорожно-строительных работ несколько возросли по сравнению с
предыдущим, но значительно уступали довоенному
1940 г. Если в 1940 г. дорожных работ выполнили на
4285 тыс. руб., в 1944—на 1678,5 тыс. руб., а в 1945 — на 1769,5 тыс. руб..
Учитывая, что дорожно-строительная техника за
годы войны пришла в негодность, а трудовые ресурсы
уменьшились, необходимо было срочно переходить на
механизацию. С этой целью на 1946 г. была поставлена
задача приобрести дорожные машины и механизмы:
8 автомашин ЗИС-5, 7 тракторов ЧТЗ-65, 4 грейдера,
6 скреперов, 3 канавокопателя и одну камнедробилку.
В июне 1947 в республике проведен декадник по дорожному
строительству с массовым участием населения и гужевого
транспорта. В день на работу выходило в среднем 4127 человек
и 1247 лошадей. За декадник было заготовлено 3154 куб. м
леса, 6756 куб. м гравия и 14100 куб. м песка, перестроено
и капитально отремонтировано 1763,5 п. м мостов.
В 1949 г. был построен первый цех дорожного битума,
производительностью 10 тыс. т в год, что способствовало
улучшению строительства дорог в республике.
Дороги Коми в конце 1940-х. Легендарный грузовик ЗиС-150 прорывается
сквозь непролазную грязь.
Грузовик ЗиС-150 (справка)
- ЗиС-150 — советский грузовой автомобиль для перевозки различных грузов,
выпускавшийся с 1948 по 1957
на Московском автозаводе имени Сталина (Лихачева).
В конструкции ЗиС-150 впервые в истории отечественного автомобилестроения были применены
пятиступенчатая КПП с шестернями постоянного зацепления и новинка для советского
автомобилестроения — пневматический привод тормозов.
Грузоподъёмность увеличилась с 3 до 4 тонн. Ветровое стекло кабины состоит из двух
половинок. Левая половинка подъемная, она закрепляется в любом положении
при помощи кулисного механизма. Хотя грузовик ЗИС-150 пересталась выпускатся еще в 1957 г.,
ее можно было видеть на дорогах Сыктывкара вплоть до 1980-х.
|
|
|
|
|
|
Литература
- Историко-культурный атлас Республики
Коми. – М: Дрофа; Д и К, 1997.
- Республика Коми. Энциклопедия в 3-х томах. Сыктывкар, 1997,
1999, 2000.
- Населенные пункты РК. Историко-демографический справочник. Сыктывкар, 2000.
- Дороги Республики Коми. Сыктывкар, 1997.
|
|
|
|
^ ВВЕРХ ^ |
|