|
|
Автодороги и перевозки
в Коми в 1950-е.
Первый построенный в Коми железобетонный мост.
Советский грузовик 1960-х ГАЗ-51
Дороги Коми в начале 1950-х
- После окончания войны началось мирное строительство.
В республике в этот период стал складываться
многоотраслевой комплекс, включающий угольную, нефте- и газодобывающую, нефтеперерабатывающую,
лесную и деревообрабатывающую, целлюлозно-бумажную
промышленность, электроэнергетику, машиностроение и
металлообработку, производство строительных материалов, легкую и другие отрасли народного хозяйства.
Развитию экономики региона способствовало наличие
различных минерально-сырьевых ресурсов, близость к
развитым ресурсопотребляющим регионам страны.
Для комплексного развития экономики,
следует иметь развитую
транспортную сеть, и особенно автомобильных дорог.
Между тем в республике недоставало магистральных
путей. По плотности автомобильных дорог с твердым
покрытием на тысячу квадратных километров она в
несколько раз уступала соседним областям, занимая
одно из последних мест в Российской Федерации.
Летом 1950 г. была организована машинно-дорожная
станция №55, вскоре приступившая к строительству дороги Сыктывкар — Вогваздино. У станции не
было своей базы, поэтому началось строительство механических мастерских, парка стоянки автомашин и
тракторов, склада горюче-смазочных материалов, раздаточной колонки, жилого дома. Вступил в эксплуатацию
механизированный каменный карьер с годовой мощностью 50 тыс. куб. м щебня.
За 1952—1954 гг. по Управлению автомобильного
транспорта и шоссейных дорог было построено 25 км
полотна новых дорог, капитально отремонтировано их
656 км, в т. ч. 242 км дорог республиканского значения,
построено и отремонтировано 12 715 п. м мостов. На
дорожное строительство за три года израсходовали
23,9 млн. руб., в т. ч. трудовое участие населения
оценивалось почти в 7,6 млн. руб. В 1954 г., по сравнению
с пятидесятым, количество автомобилей увеличилось более чем в два раза.
В 1955 г. Пермское отделение Гипрдортранса провело
технический учет дорог Коми АССР. На 1 января 1956 г.
сеть дорог республиканского значения характеризовалась
такими данными:
- Всего дорог — 1519,2 км:
- Белое шоссе — 40,6 км
- Гравийные дороги — 145,3 км
- Грунтово-улучшенные — 397,6 км
- Профилированные — 437 км
- Естественные — 476,7 км
- Прочие типы — 19 км
Дороги с твердой проезжей частью (белое шоссе и
гравийные) в республике тогда имелись только по
направлению Вогваздино — Княжпогост — Ухта, причем
движение автотранспорта в основном шло от Сыктывкара
через Вогваздино до Княжпогоста, где твердых покрытий
имелось 47,1 км. В 1955 г. этот участок дороги на всем
протяжении был отремонтирован.
Хотя капвложения увеличивались (в 1957 — 24,8 млн. руб., почти в два раза больше,
чем в 1956), с 1950 по
1957 г. новых дорог в республике для грузо и пассажироперевозок было построено лишь
58,6 км. Все средства шли на поддержание дорог.
Дороги Коми в конце 1950-х
- В 1958 г. было закончено строительство дороги (с
оценкой «хорошо») Сыктывкар — Вогваздино протяженностью 67,53 км. Она была сооружена впервые в порядке
народной стройки. В ее прокладке участвовали многие
предприятия республики. По дороге Вогваздино — Княжпогост было заменено
шесть деревянных мостов на железобетонные трубы.
Карта Google. Автотрасса Р-25 Сыктывкар-Студенец-Вогваздино-Княжпогост-Ухта
Просмотреть увеличенную карту
В 1959 г. был построен первый в республике железобетонный мост в Княжпогосте через р. Кылтовка
протяженностью 76 п. м (автомобильная дорога Сыктывкар—Ухта).
На участках дорог Сыктывкар — Вильгорт,
Вильгорт — Лозым, Визинга — Пыелдино построили 38 железобетонных труб, что свидетельствует о реальном
техническом перевооружении данной отрасли
Для уменьшения
аварийности на дорогах, сокращения расстояния между
населенными пунктами, начиная с 1958 г., новые дороги для перевозки грузов
стали прокладываться в обход населенных пунктов, хотя
этому вначале противились многие.
Погрузка гравия бульдозером через эстакаду в карьере возле села Пезмог, 1953 г.
Под погрузкой стоит строительный самосвал ГАЗ-93.
Грузовик ГАЗ-51 (справка)
- ГАЗ-51 — грузовой автомобиль Горьковского автозавода,
грузоподъемностью 2500 кг — это наиболее массовый грузовик советских времен.
Первые несколько машин ГАЗ-51 ручной сборки были продемонстрированы И. В. Сталину и
членам правительства в Кремле 19 июня 1945 года и получили полное одобрение.
Первые серийные ГАЗ-51
завод начал изготавливать в конце 1945, а их массовый выпуск
был развернут в июне 1946 года после сравнительных испытаний с зарубежными аналогами
(в 1946 выпустили уже 3136 серийных грузовиков).
В 1947 за создание автомобиля ГАЗ-51
группа инженеров была удостоена (вполе заслужено) Гос. премии СССР.
Машина обладала немалым запасом прочности и могла эксплуатироваться с большими перегрузками.
Новая модель воплотила все последние достижения автомобильной техники того времени.
Некоторые характеристики: Полная масса авто — 2710 кг; Грузоподъемность — 2500 кг;
Двигатель ГАЗ-51 карбюраторный. 2800 оборотов-мин; Максимальная скорсть — 70 км/ч;
Двухместная отапливаемая кабина.
ГАЗ-93 — строительный автомобиль-самосвал на шасси ГАЗ-51 с укороченной рамой;
его выпуск был налажен в 1948 г. на Одесском автосборочном заводе
(выпускался в 1948—1954 гг.). Кроме этого выпускалось около двух десятков серийных
модификаций на базе ГАЗ-51 от полноприводного ГАЗ-63 до грузового такси ГАЗ-51Т и
экскурсионных автобусов на шасси ГАЗ-51А.
Грузовик ГАЗ-51 производили до 2 апреля 1975 (31 год!). Последний с конвейера
отправлен в заводской музей.
Но и после этого очень много ГАЗ-51 разных модификаций
долгое время колесили по дорогам страны и в Коми. Например, в почтовой связи
Коми почтовые фургоны на базе ГАЗ-51 эксплуатировались до конца 1980-х гг, по 30-40 лет.
А что, неприхотливая простая, надежная машина, все взаимозаменяемое (с ГАЗ-52) от двигателя до коробки передач.
И довезет всегда почту до любого,
даже самого глухого места по бездорожью, лишь бы были приготовлены цепи для колес и заправлены баки.
|
|
|
|
|
|
Литература
- Историко-культурный атлас Республики
Коми. – М: Дрофа; Д и К, 1997.
- Республика Коми. Энциклопедия в 3-х томах. Сыктывкар, 1997,
1999, 2000.
- Населенные пункты РК. Историко-демографический справочник. Сыктывкар, 2000.
- Дороги Республики Коми. Сыктывкар, 1997.
|
|
|
|
^ ВВЕРХ ^ |
|