|
|
Автомобильные контейнерные перевозки.
Грузовой контейнер. Контейнерные и пакетные перевозки.
Грузовой контейнер
- Грузовой контейнер — это элемент транспортного
оборудования, обладающий постоянной технической характеристикой и
достаточной прочностью для многократного использования,
специальной конструкцией, обеспечивающей перевозку грузов одним
или несколькими видами транспорта, и имеющий внутренний объем
1 м3 к более. Независимо от назначения все контейнеры
стандартизированы по массе брутто, габаритам, размерам, а также по
конструкции присоединительных устройств к подвижному
составу железнодорожного и автомобильного транспорта и к
захватным органам погрузочно-разгрузочных машин. Это позволяет
осуществлять с минимальными затратами времени и труда
смешанные перевозки различными видами транспорта.
Для грузовых автомобильных перевозок используются различного
типа контейнеры: от сеточных для
торговли до крупногабаритных международного стандарта. Последние имеют
особое значение для автомобильного транспорта, так как в них перевозится подавляющее
количество грузов в международном сообщении
и с помощью нескольких видов транспорта. Размеры контейнеров и присоединительные размеры
специализированного автотранспорта удовлетворяют принципу модульности, т. е.
вместо более крупного контейнера можно разместить несколько
меньших.
Для внутренних перевозок широко используются контейнеры
массой брутто 1,25; 2,5 и 5 т (АУК-1,25; УУК-3 и УУК-5), стандарт на которые разработан еще
в 1935 г.
Характеристики универсальных контейнеров
Обозначение |
Масса брутто, т |
Внутренний объем, м3 |
Длина, мм |
Ширина, мм |
Высота, мм |
АУК-0,625 |
0,625 |
1,5 |
1150 |
1000 |
2000 |
АУК-1,25 |
1,25 |
3,0 |
1800 |
1050 |
2000 |
УУК-3 |
2,5 |
5,2 |
2100 |
1325 |
2400 |
УУК-5 |
5 |
10,4 |
2100 |
2650 |
2400 |
1D |
10,2 |
14,3 |
2991 |
2438 |
2438 |
1C |
24 |
30,0 |
6058 |
2438 |
2438 |
1B |
25,4 |
45,7 |
9125 |
2438 |
2438 |
1A |
30,48 |
61,3 |
12192 |
2438 |
2438 |
Для увеличения объема контейнеров допускается увеличивать их
высоту до 2591 мм (в обозначении таких контейнеров добавляется
еще одна буква: 1АА, 1СС) и до 2896 мм (1ААА, 1ССС).
Прочность контейнеров обеспечивает возможность их штабелирования
в шесть ярусов.
Помимо универсальных большое распространение получили
специализированные контейнеры, которые позволяют с высоким
качеством организовать массовую перевозку больших объемов
отдельных видов грузов. Виды специализированных контейнеров
примерно соответствуют типам кузовов автомобилей.
Контейнерные и пакетные перевозки
- Контейнерные и пакетные перевозки — один из важнейших
резервов повышения производительности и снижения себестоимости перевозок грузов.
Транспортный процесс перевозки контейнеров в общем случае
включает в себя следующие элементы:
- подача порожнего контейнера к месту загрузки;
- загрузка груза в контейнер;
- установка контейнера на автотранспортное средство и транспортировка к месту назначения;
- снятие контейнера с автомашины;
- разгрузка контейнера;
- установка порожнего контейнера на АТС и доставка к месту погрузки.
Такая технология требует наличия оборотного парка
контейнеров для того, чтобы загрузка происходила до прибытия, а
разгрузка контейнеров — после отбытия автомобиля. При прямых грузовых автомобильных перевозках число
используемых контейнеров зависит от числа автомашин,
осуществляющих перевозку, и числа погрузочно-разгрузочных механизмов, обслуживающих эти перевозки, и
определяется равенством интервала движения автотранспортного средства Iа и ритма
погрузки контейнеров Rп: Iа=Rп.
При расчете времени погрузки-разгрузки учитывается число
загружаемых или разгружаемых контейнеров. Время, необходимое
для установки или снятия одного контейнера, можно ориентировочно принять в соответствии с таблицей:
Время простоя при погрузке или разгрузке контейнеров
Масса контейнера, тонн |
Время на один контейнер, минут |
До 1,25 |
4 |
Свыше 1,25 до 5 |
7 |
Свыше 5 до 20 |
10 |
Свыше 20 |
12 |
Если погрузка или разгрузка контейнеров происходит без
снятия их с транспотного средства, то время простоя можно принять по таблице:
Время простоя при погрузке или разгрузке контейнеров без снятия их
с автотранспортного средства
Масса контейнера, тонн |
Время простоя на первый контейнер, минут |
Время простоя на каждый последующий контейнер, минут |
До 0.5 |
9 |
6 |
Свыше 0.5 до 1.25 |
15 |
10 |
Свыше 1.25 до 2.0 |
20 |
13 |
Свыше 2.0 до 3.0 |
25 |
20 |
Свыше 3.0 до 5.0 |
30 |
25 |
Свыше 5.0 до 10.0 |
50 |
40 |
Свыше 10.0 до 20.0 |
80 |
– |
Свыше 20.0 |
112 |
– |
При перевозке грузов в контейнерах объем перевезенного
груза рассчитывается по номинальной массе брутто контейнера, а не
по фактической массе загруженного в него груза. Однако учет при
планировании перевозок фактической полной массы
контейнеров позволяет более эффективно использовать автотранспортное средство, поскольку
в контейнерах, как правило, перевозятся легковесные грузы, ц за
счет этого можно за одну ездку перевезти большее число контейнеров.
Движение автомашин при доставке контейнеров может быть организовано по следующим схемам:
- маятниковый маршрут со снятием контейнера с автомобиля в пункте назначения;
- маятниковый маршрут с обменом в пункте назначения груженого контейнера
на другой груженый;
- маятниковый маршрут с обменом в пункте назначения груженого
контейнера на порожний контейнер;
- маятниковый маршрут с загрузкой и (или) выгрузкой груза
из контейнера без снятия его с автотранспортного средства, что наименее эффективно,
так как резко увеличивает время простоя автомашины. Такую схему применяют
при невозможности использовать погрузочно-разгрузочных механизмов для снятия контейнера
или при использовании отцепных полуприцепов. При этой схеме не требуется наличие
оборотного парка контейнеров;
- кольцевой маршрут с неоднократным обменом контейнеров
при близком расположении получателей и отправителей грузов.
Подготовка контейнера, его загрузка, погрузка и выгрузка из
ПС должны осуществляться грузоотправителем или
грузополучателем без привлечения к этим работам водителя (кроме
управления грузоподъемными устройствами, которыми может быть оснащен автомобиль).
Водитель обязан осмотреть погруженные контейнеры с целью
определения правильности погрузки и крепления, отсутствия
повреждений и правильности пломбировки. Крыши контейнеров
должны быть очищены грузоотправителем от снега, мусора и других предметов.
В последнее время большое развитие получили перевозки с
использованием съемных кузовов. Съемный кузов — это самонесущая
грузовая единица закрытого или открытого типа
стандартизированных габаритных и присоединительных размеров,
предназначенная для перевозки грузов различными средствами транспорта
без необходимости перегрузки и расформирования груза.
Технологически перевозки с использованием съемных кузовов
аналогичны контейнерным перевозкам, но съемные кузовы имеют ряд преимуществ:
- их цена ниже по сравнению с аналогичным контейнером;
- они позволяют использовать более дешевые автотранспортные средства (шасси);
- Автотранспортная организация может иметь более широкую гамму специализированных кузовов,
в максимальной степени соответствующих структуре перевозимых грузов;
- в случае аварии транспортного средства съемный кузов можно транспортировать
на другом автомобиле;
- при комбинированных перевозках съемный кузов по сравнению с полуприцепом
имеет меньшую массу тары;
- для снятия или установки съемного кузова на автомашине не требуется
специальная погрузочная техника, так как это происходит за
счет снижения давления в пневмоподвеске автомобиля.
В то же время съемный кузов менее долговечен по сравнению с
контейнером, не может использоваться в морских перевозках и
обеспечивает меньшую защиту груза, так как обычно имеет
тентовое покрытие. Кроме того, автомобиль с пневмоподвеской дороже
автомобиля с обычной, рессорной подвеской.
Стандартные параметры съемных кузовов, принятые в
Европе, приведены в таблице внизу. Габаритные ширина и высота для всех
типов кузовов одинаковы и составляют соответственно 2550 и
2769 мм, а аналогичные внутренние параметры равны 2460 и
2526 мм.
Характеристики съемных кузовов по стандарту EN 284
Тип |
Габаритная длина, мм |
Внутренняя длина, мм |
Масса тары, т |
Полная масса, т |
Количество поддонов (разм. 800х1200) |
6,25 |
6250 |
6150 |
1,7 |
14,3 |
15 |
7,15/TD>
| 7150 |
7050 |
1,9 |
15,0 |
17 |
7,42 |
7420 |
7300 |
2,0 |
15,0 |
18 |
7,82 |
7820 |
7700 |
2,0 |
15,0 |
19 |
12,3 |
12350 |
12200 |
4,0 |
30,0 |
30 |
12,6 |
12650 |
12500 |
4,0 |
30,0 |
31 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
^ ВВЕРХ ^ |
|