1662/63 г.
- произошло одно из самых крупных нападений ненцев на Пустозерск. Город был захвачен и сожжен.
1663 г.
- более чем в четыре раза (в среднем) повысилась сумма "стрелецких денег", собиравшихся
с населения Коми края.
1666 г.
- через Коми край в Сибирь проехал немецкий офицер (фамилия неизвестна), отметивший в своем дневнике:
"Что касается провинции и края, расположенных между... городом Соль-Вычегодском и могучей рекой Камой,
то жители их называются пермяки... Эти люди имеют свой особенный язык, отличающийся от русского и
от татарского. Это достаточно большая провинция, но главным образом лес и пустыня; жители высокие
и крепкие люди; наряду со своим родным языком употребляют они также русский; на своем же говорят
обыкновенно, он очень не похож на другие".
2 августа в Пустозерский острог привезли сосланного сюда "за неистовое прекословье"
одного из активных противников церковной реформы патриарха Никона и
проповедника старообрядчества попа Лазаря.
Весной 1667 г. отряд казаков и беглых под руководством Степана Разина
перебрался с Дона на Волгу и стал грабить проходившие суда. Начиналось народное движение,
вошедшее в историческую науку как крестьянская война.
1668 г.
- в Москву из Пустозерского уезда были отправлены пять пудов медной руды с р. Цильмы и
32 фунта с р. Выбор. Однако добыча меди на Цильме оказалась убыточной, и разработка месторождения снова
прекратилась.
1669 г.
- в Пустозерске закончилось начатое по специальному распоряжению царя Алексея Михайловича строительство
тюрьмы для сосланных сюда протопопа Аввакума и других старообрядцев. Царь требовал «тем
ссыльным сделать тюрьму крепкую и огородить тыном
вострым в длину и поперек по десяти сажен, а в тыну
поставить четыре избы колодникам сидеть, и меж тех
изб перегородить тыном же, да сотнику и стрельцам
для караулу избу...» Избы были с земляным полом
«по сажени, а от полу до потолка головой достать».
Протопоп Аввакум начал писать в Пустозерске
свое «Житие» (завершенное к 1675 г.), являющееся
одним из замечательных произведений древней русской литературы. По оценке специалистов, Аввакум
сумел превратить традиционный жанр жития в автобиографическую повесть с яркими образами и
характеристиками людей, написанную живым языком.
1670 г.
- в Пустозерск прибыл для переговоров со ссыльными раскольниками стрелецкий полуголова И. К. Елагин,
уговаривавший их признать новые церковные обряды. Ссыльные остались верны старым обрядам.
После этого Лазарю, Федору и Епифанию вырвали языки и отрубили руки, протопопу Аввакуму, которого
не подвергли мучениям, ужесточили содержание.
из-за голода в Пустозерском уезде около 20 семей из Ижемской и Усть-Цилемской
слободок "съехали в сибирские городы от великие хлебные скудости".
ненцы совершили новый набег на Пустозерск, который удалось отбить.
из Пустозерска «в Югорский шар и на Вайгач
для рудяных отысков» отправились пустозерский стрелец Федор Шавро «с товарыщы» и целовальник и
«самоядец Хавлай».
1671 г. - подавлено восстание под руководством С. Т. Разина.
Степан Разин
В 1649 году Земский собор принял новый сборник законов «Уложение». В него были
внесены статьи о полном закрепощении крестьян. Все крестьянские семьи, жившие на земле бояр-вотчинников
и дворян-помещиков объявлялись вечной собственностью землевладельцев. Они лишались права уходить
от своих господ даже в Юрьев день. Феодалам разрешалось искать и возвращать беглых крестьян в течение
неограниченного срока.
Положение крестьян резко ухудшилось. Вотчинники и помещики увеличивали барщину и оброк,
жестоко наказывали крестьян. В ответ на это крестьяне восставали,
убегали на Урал, в Сибирь, на Юг, на Дон, где ещё были свободные земли.
По берегам Дона жили вольные люди — казаки. Царское правительство использовало их
для защиты южных границ от соседних государств, создав из казаков Донское
войско. Донские казаки делились на домовитых (зажиточных) и голутвенных (голытьба, беднота,
беглые крестьяне).
В конце 60-х годов XVII в. предводителем голутвенных казаков стал Степан Разин,
человек сильной воли, энергичный и мужественный. Он не раз участвовал в столкновениях
с крымскими татарами и турками. Дважды ходил на богомолье в северный Соловецкий монастырь,
прошёл пешком через всю страну.
Весной 1667 Степан Разин организовал поход голутвенных казаков «за зипунами».
В отряде насчитывалось 2000 человек. На лодках-стругах разинцы вышли на Волгу, напали
на караван торговых и царских судов, начальников повесили, ссыльных освободили,
купеческие товары взяли себе. Затем разинцы вышли в Каспийское море, поднялись по реке
Урал и овладели Яйцким городком. Прозимовав в нём, в марте 1668, отряд Разина направился
в Персию. Разинцы разорили Дербент и другие города на западном берегу Каспийского моря.
Разгромив невольнические рынки, они тысячам рабов даровали свободу.
Иранский шах выслал против Разина четыре тысячи войска на 70 кораблях. В морском бою
казаки уничтожили иранский флот, захватив добычу и пленных. В августе 1669 разинцы
пришли в Астрахань.
Затем Разин вернулся на Дон и расположился на острове под Кагальником, куда стали
стекаться голутвенные казаки, беглые крестьяне, холопы и городские бедняки.
Весной 1670 года семитысячный отряд Разина вышел на Волгу.
Царицын сдался без боя. Жители города ночью открыли ворота и впустили разинцев.
Из Астрахани против Разина выступил князь Львов. Под Чёрным Яром они встретились.
Стрельцы перебили своих командиров и присоединились к Разину.
Взяв Астрахань, Разин пошёл вверх по Волге. По городам и сёлам он рассылал письма,
призывающих к уничтожению дворян и воевод. Повсюду начались восстания. Восстали народы
Поволжья: мордва, чуваши, татары. Жители Саратова и Самары встретили Разина колокольным
звоном и хлебом-солью.
Разин с 20-тысячным войском осадил Симбирск. Сюда подошли царские войска. Произошла
кровопролитная битва. Степан Разин был тяжело ранен. Товарищи вынесли его с поля боя
на струг. Повстанцы потерпели поражение. Степан Разин ушёл на Дон, чтобы пополнить
свой отряд.
Крестьянская война продолжалась. Постепенно правительственные войска разгромили отряды
повстанцев, жестоко расправляясь с участниками народного движения. В городе Арзамасе
казнили 11 тысяч человек. Предводительницу одного из отрядов крестьянку Алёну сожгли
на костре. Всего по стране было уничтожено около 100 тысяч повстанцев.
Степан Разин был схвачен на Дону в апреле 1671 года. Выдали его казаки. Разина заковали
в цепи, поставили на телегу под виселицей и повезли в Москву.
Степан Разин. Видео (Карамзин. История государства Российского)
Протопоп Аввакум
В 1654 году Собор утвердил предложенную патриархом Никоном церковную реформу. По ней
изменились некоторые религиозные правила. Верующим предлагалось креститься не двумя,
а тремя пальцами. Вносились изменения в церковные обряды, в одежду священников. Изменялись
тексты некоторых молитв и церковных песнопений.
Против реформы выступили многие священники, которые стремились сохранить старые церковные
обряды. Идеологом и вождем старообрядцев стал протопоп Аввакум. Он, как и патриарх Никон,
был фанатиком, и ярым защитником своих идей. Споры между никонианцами и сторонниками
старых обрядов и носили чрезвычайно острый характер. Проведение реформы поддержал царь.
Духовенство обязали совершать богослужения по новым книгам и правилам. Аввакума и некоторых
других поборников старообрядчества сослали в Сибирь.
Но движение старообрядцев продолжалось. К нему примкнули некоторые бояре. Они
использовали это движение для защиты старины, для ослабления централизации царской власти.
Для крестьян и посадских людей старообрядческое движение явилось формой протеста против
произвола царской власти и крепостничества.
Усилению движения старообрядцев способствовал конфликт между царём и патриархом.
"Как месяц получает свет от солнца, так царь получает власть от церкви". Стремление
Никона встать над царской властью вызвало недовольство Алексея Михайловича.
В 1658 году Никон, публично обвинив царя в пренебрежении к церкви и патриарху, удалился
в Воскресенский монастырь. Он этим рассчитывал, что Алексей будет просить у него прощения.
Но царь поставил вопрос об избрании нового патриарха. В 1666 году Церковный собор лишил
Никона сана патриарха и сослал в монастырь, где он умер в 1681 году.
Царь разрешил некоторым противникам Никона, в том числе Аввакуму, вернуться из ссылки
в Москву. Борьба старообрядцев против никонианства усилилась. Но в 1667 году. Церковный
собор предал анафеме всех противников реформы и передал борьбу с ними светским властям.
По всей стране запылали костры, на которых сжигали ревнителей старых обрядов, как еретиков.
Протопоп Аввакум был наказан кнутом, сослан в Пустозёрск (1667) и заточён в земляную
тюрьму, а в 1682 году сожжён на костре. Выступившую в защиту старообрядческой церкви
боярыню Морозову подвергли жестоким пыткам и посадили в земляную тюрьму.