|
|
– Историческая хроника –
- 1681 г.
- для Коми края и ряда других уездов Севера России оклад "стрелецких денег" был понижен с 1 рубля
10 алтын до 30 алтын со двора. Прежний размер этого налога оказался непосильным для населения.
-
1682 г.
- 14 апреля в Пустозерске "за великие на царский дом хулы "сожжены в срубе
протопоп Аввакум
и его сподвижники Федор, Лазарь и Епифаний. Их казнь была связана с активной пропагандистской
деятельностью старообрядцев, большим количеством выступлений посадских людей против церкви и
государства и решением церковного собора 1681 - 1682 гг. усилить борьбу с раскольниками.
- 1683 г. - 3 января издан указ царей Ивана и Петра Алексеевичей,
в котором говорилось о необходимости соблюдать правила дорожного движения: «Великим
государям ведома учинилось, что многие учили ездить в санях на
вожжах с бичами большими и, едучи по улицам небрежно,
людей побивать. То впредь с сего времени в санях на
вожжах не ездить, а ездить с возницею».
- 1684 г.
- произошли вооруженные столкновения на Выми между монахами Соловецкого монастыря и владельцами
Сереговского солеваренного промысла за право пользования сереговскими месторождениями соли.
- 1690 г.
- 6 января в Яренск привезли сосланного сюда видного российского государственного деятеля
князя В.В.Голицына с семьей, которые находились здесь до июня 1691 года.
- 1692 г.
- в Голландии издали книгу Н. Витсена "Северная и Восточная Татария..." Она содержала, в частности,
сведения о Печорском крае - о месторождениях меди и серебра на р. Цильме и об ухтинской нефти,
а также план г. Пустозерска.
- 1692 г. - Российские послы в Китай Избрандт Идее и Адам Бранд проезжали через Коми край.
По возвращении, в «Записке о русском посольстве в Китай», они
рассказали о быте коми: «У них нет крупных поселений
и городов, и они живут в основном в маленьких деревнях, разбросанных там и сям в обширных лесах»;
«платье их, почитай, с русскими сходно, в домах же они живут как и российские». Коми «промышляют
серой пушниной и обрабатывают землю», платят те
же подати и отбывают те же повинности, что и русские. «Язык сего народа от российского весьма
отличается, а с ливонским имеет некоторое сходство».
- 1697 г.
- яренский торговец Г. А. Осколков по указу царя Петра I и по грамоте
Сибирского приказа ездил торговать в Китай.
-
1697 г. - образцы ухтинских битуминозных горючих сланцев доманика для получения минеральных
масел Петр I отправил в Голландию для лабораторных исследований.
- 1699 г.
- 3 ноября Петр I ликвидировал воеводское управление в Коми крае и других уездах Севера; вместо воевод
уездами стали управлять бурмистры.
- 1699 г. - 15 декабря Петр 1 издал указ о введении в России
«лучшего роди согласия с народами европейскими в контрактах и трактатах» нового летоисчисления:
вслед за 31 декабря 7208 г. «от сотворения мира» наступало 1 января 1700 г. «от Рождества Христова».
Начало года ведено было праздновать 1 января и украшать дома елками. Но календарь («стиль») остался
старым, юлианским, отстававшим от григорианского уже на 11 дней.
Пустозерск
- Пустозерск, о котором столько читал и слышал
Журавский, поразил его запустением и
какой-то могильной отрешенностью. Этот первый заполярный город России, заложенный как
оплот Московского государства на Европейском Севере, имевший когда-то триста домов,
воеводские палаты и крепкие остроги, каменную и две деревянные шатровые церкви,
крепостную стену с угловыми бойницами, теперь сиротливо чернел в снежной пустыне
тридцатью покосившимися домами и одной церковью.
Однако пустозерский церковный архив оказался нечаянной наградой за все мучения:
в нем было все, что касалось истории заселения Европейского Русского Севера.
Вот древнепечатная записка монаха Нестора, в коей помянута и Печора: «Людье там есть,
язык их нем и сидят оне с самоядью на полунощных странах... А имя их печоры».
Нестор свидетельствует, что «печоры» платят дань Новгороду Великому. А вот и сам
Новгород стал данником Москвы, и шлют московские государи своих князей на покорение
«диких карачаев», отказавшихся платить, поставлять «рухлядь». В 1499 году Москвой было
ведено рубить на берегу Пустозера сторожевой острог. Окрестности огромного озера были
пусты от леса, воды же его, имевшие протоку на Печору — виску, были полны рыбой. Из
приплавленного леса московские стрельцы срубили град Пустозерск и стали править кочевниками.
Видать, круто правили стрельцы и крутонравны были кочевники, коль архив полон обоюдных
жалоб и печали об убиенных служилых людях и повешенных карачаях. Слали жалобщиков
ненцы и к самому Ивану Грозному. Гонцы вернулись с грамотой, такой же грозной, как
и сам царь: «...кто через сию грамоту их изобидит, иль вступится в их рыбные ловли
и звериные ухожаи, то тому от меня, Великого Князя, быти в опале и продаже». Грозны
цари московские, да уж больно мягка пушнина самоедская... Обирают кочевников воеводы,
грабят их ратники и новые заселыцики. Не раз подымались в гневе кочевники
и осаждали городок... Государи московские наводили там порядок: «В прошлом 1706 году
июня в 30 день послана к тебе, воеводе Пустозерскому, наша Великого Государя грамота:
ведено с Пустозерской самояди, кроме Ижемской и Усть-Цилемской самояди, песцы собирать
пустозерцу посадскому человеку Гавриле Худоварову, за крестным целованием: с женатых и
холостых самоядов по три песца с человека, а больше того ничего с них не иметь и обид им
самоядам не чинить, чтобы их от Пустозерского острога не отгонять и их из тундры к острогу
призывать ласкою».
Царский наказ об упорядочении платежа дани, видимо, возымел свое действие, ибо, судя
по документам, «карачаи» более набегов не делали и ясак платили регулярно. Этому
способствовало и административное разделение кочевников, так как часть их была приписана
к Ижемской и Усть-Цилемской слободкам. За Пустозерском же было оставлено только одиннадцать
родов самоедов.
С наступлением длительного мира воевода со стрельцами был переведен в Мезень,
городок стал помаленьку усыхать.
— Прогневили господа сожжением святого
Аввакума, — рассказывал Андрею церковный
сторож, — закидал он протоку, что соединяла озеро с Мати-Печорой, песком. Ушла
из озера рыба, не стали заходить чердынцы — усох наш городок, — сокрушался старик.
— Не смогли бы вы показать мне землянку, где томился пятнадцать лет Аввакум?
— Отчего не показать — недалече она, — охотно согласился сторож, — однако ж снег
там, суметно. Вот под этими буграми и томился глашатай мук народных, — показал на осевшие
холмики сторож. — На пасху в одна тысяча шестьсот восемьдесят втором году сожгли его
со товарипппами на высоких столбах. Его жгут, а он кричит: «За кровь русскую мученическую
всех развешают вас по дубью!»
— Это не протопоп кричал, а Стенька Разин! — воскликнул взволнованный Журавский.
— Были тут люди и Разина, и Пугачева, и Болотникова. Хранит церковный архив и
их следы, — тихо сказал сторож.
(Л. Смоленцев «А. Журавский. По краю бездны»).
|
|
|
|
|
|
|
|
^ ВВЕРХ ^ |
|